Непредвзятый взгляд на гомеопатию. Часть 2

09.03.2022


III. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ДИСКУССИЮ МЕЖДУ СТОРОННИКАМИ И ПРОТИВНИКАМИ ГОМЕОПАТИИ

До настоящего времени в православной среде вопрос о гомеопатии с точки зрения православной вероучительной истины вообще не возникал.

Прецедентом, всколыхнувшим многие умы, явились статьи и выступления греческих богословов, которые выражали крайне негативное отношение к гомеопатии и причисляли ее к оккультным наукам. В брошюре монаха Арсения Вьянкофта [Л.12], благословленной митрополитом Кассандрии Синедием, однозначно заявлено, что гомеопатия не является медицинской дисциплиной. Гомеопатия поставлена в один ряд с иглоукалыванием(?), медитацией, йогой и биоэнергетикой. В качестве аргументов использованы только те взгляды и высказывания, которые принадлежат известным гомеопатам-оккультистам. Но, как говорится, в семье не без урода, и если какой-то хирург будет заниматься спиритизмом, это вовсе не означает, что всю хирургию должно заклеймить как лженауку и вследствие этого не оперировать острый аппендицит. Католическая Церковь в свое время клеймила позором Коперника, Галилея. А результат: «И все-таки она вертится». На наш взляд, голословные попытки отрицания того, что еще не познано — это путь дискредитации Церкви.

Как известно, в конце XIX века за свою новаторскую работу «Рефлексы головного мозга» выдающийся физиолог Сеченов был отлучен от Церкви митрополитом Антонием (Вадковским). А сейчас на основе экспериментов выдающегося ученого базируются такие медицинские специальности как неврология, нейрохирургия, нейрофизиология, психиатрия.

То, что еще не познано или непонятно, вовсе не означает, что это неправильно: скорее всего, здесь — до времени скрытая Богом от людей информация.

Так, в 1994 году греческие богословы осудили гомеопатию, а в 2001–2002 годах были подтверждены научные данные, проливающие свет на действие гомеопатического фактора с точки зрения ядерной физики и химии.

Попытаемся же теперь непредвзято и аргументированно рассмотреть основные положения, по которым идет спор противников и сторонников гомеопатии.

Способ воздействия потенцированных лекарственных средств

Мнение противников гомеопатии

Непонятно, почему гомеопатический препарат обладает лекарственными свойствами. Основной аргумент специалистов-гомеопатов — это исцеление больных. Неважно, что мы не понимаем или не знаем, как данные лекарства действуют — главное, что правильно подобранный препарат помогает. Сегодня нет никаких химических или физических данных о том, что некое специфическое свойство исходного элемента, например, мышьяка, может каким-либо способом передаться раствору, порошку или шарикам из сахара. Тем более, из естественнонаучных представлений — невозможно объяснить увеличение силы лекарства по мере его разведения, совмещенного со встряхиванием [Л.13].

Мнение сторонников гомеопатии

Вероятным «переносчиком» информации в потенцированных лекарственных средствах может быть группа протеиновых субстанций, представленная в средах для потенцирования. Предположим, что активные области переносятся и существуют в средах для потенцирования в качестве отображения. Они воспринимаются организмом и слабо связываются с другими молекулами, ассоциаты резорбируются (т.е. всасываются) и быстро распределяются в организме. Они воздействуют только там, где их структура точно подходит. Эффективность и отсутствие побочных эффектов потенцированных лекарственных средств находят, таким образом, свое объяснение.

Есть пределы вторжения науки в макро- и микромир. Теория Эйнштейна была оспариваема. Кварки не сразу были открыты. Есть предел наших знаний в физике и химии. В работах Ю. Штрубе, П. Штольца, В. Майера (2002) сохранение информации в воде имеет отношение к кластерным структурам [Л.14]. (Соединение молекул H2O в группе при помощи водородных мостиков H—OH—…). Известная модель Nemethy и Scheraga [Л.15] указывает на то, что лед и вакуум являются самостоятельными состояниями воды. Водные кластеры как стабильные хранилища информации ненадежны. Н2-мостики разрушаются через 10-10°C. Лед — более стабилен. Е. Del Giudice и G. Preparata [Л.16,17] указывают на то, что в воде электромагнитные поля могут индуцировать образование особых областей. Смитом предложена к обсуждению модель воды, согласно которой решетчатая структура из додекаэдров с пятиугольником в основе образует ядро когерентных областей — особое соединение [Л.18]. Эти структуры связываются друг с другом, ведут себя подобно соединениям Джозефсона и таким образом могут сохранять информацию о колебаниях. Штрубе сообщает, что при динамизации (встряхивании) образуются магнитные поля, которые могут отображать водные структуры в качестве спиновых эффектов. Существующие в водной среде средства для потенцирования, а также подвижные пептиды могут под влиянием молекул исходного вещества изменить свою пространственную структуру. Таким образом, обе группы веществ преобразуются в структуры, аналогичные исходной субстанции. Эффективным для преобразования является электрическое взаимодействие поверхностей — вероятно, поддерживаемое спиновыми полями возбужденных встряхиванием ядерных частиц [Л.19,20] и когерентными областями — что описывается в работах Del Giudice и Preparata [Л.16,17]. Разработанные ранее модели и гипотезы потенцирования, такие как дипольная структура и структурные уровни в воде, остаются актуальными и с введением представления о протеиновых следовых компонентах [Л.21,22,23]. Содержащиеся в среде для потенцирования гидратизированные протеиновые субстанции и аминокислоты могут, таким образом, при встряхивании образовать структуры (с помощью таких факторов, как спиновый эффект, когерентные области), комплементарно подобные — в качестве «негатива» — исходному веществу (потенцируемой лекарственной субстанции). На следующем этапе (наступающем в результате прохождения многих ступеней потенцирования) может образоваться новый комплемент к уже имевшейся комплементарной форме, таким образом сформируется «позитив». При продолжении этого процесса следующим этапом снова станет образование негатива, и так далее.

Каким образом сохраненная в потенцированном препарате информация реализует свою физиологическую эффективность? Этот вопрос связан с особым свойством воды. В качестве переносчиков информации можно назвать аминокислоты и пептиды.

Эффект плацебо

Мнение противников гомеопатии

Эффект плацебо хорошо известен врачам, и, по мнению многих специалистов, его роль составляет до 30% всего эффекта от приема любого лекарственного препарата. Поэтому, с точки зрения фармакологии, даже стопроцентная плацеботерапия может быть вполне эффективной. Однако чистые пустышки обычно не считаются лекарственными препаратами и не включаются в реестры лекарств. Хотя любой врач их неоднократно применял в лечении своих пациентов. Многолетняя практика известного доктора М. Я. Мудрова, лечившего все болезни тремя видами порошков — золотого, серебряного и простого, является ярким тому подтверждением. В бумажках разного цвета, как потом выяснилось, был порошок обычного мела. Но ведь помогало, да еще как!

Мнение сторонников гомеопатии

Да, это может иметь место при приеме любого препарата, если пациент доверяет своему врачу. У хорошего врача препараты помимо своего обычного эффекта будут иметь и плацебо-эффект. Врач, при встрече с которым больному не стало хоть немного легче — плохой врач.

Однако, опыты с действием гомеопатического фактора на мышей исключают наличие какого-либо эффекта плацебо, так как животные никаким эффектам внушения не подвержены и на мел, в какой бы по цвету обертке он ни был, будут реагировать одинаково.

Наука или лженаука

Мнение противников гомеопатии

Ганеман — алхимик. Поэтому происхождение гомеопатии — оккультное, следовательно, гомеопатия — лженаука.

Мнение сторонников гомеопатии

Необходимо вспомнить, что современная химия своим появлением обязана средневековой алхимии, в которой действительно было много сумасбродного: попытка получения золота из ртути, философский камень и пр. Однако значительное число химических реакций были изучены в лабораториях алхимиков, многие из которых пошли затем путем естествознания и чистого научного эксперимента и стали учеными-естествоиспытателями, другие же стали алхимиками-оккультистами. Кроме того, виды медицинского воздействия, найденные эмпирическим или научным путем, впоследствии приобретали религиозную окраску верований тех народов, которые проживали на данной территории.

Для Европы XVII—XIX веков был характерен упадок веры и равственности. Главенство духовных ценностей христианства в Западной Европе все заметнее теснилось увлечением алхимией, поэзией, художеством. Начинался так называемый Ренессанс, по сущности означающий тотальную секуляризацию (т.е. отход от церковности — к светскому, мирскому) во всех областях жизни общества: искусства, литературы и пр. В этот период наблюдается нездоровый возврат к античности и язычеству на фоне дискредитации христианства как живой веры в Бога. Христианство облекается в одежду мифа, истории, легенды, традиции, уклада, обряда.

Ганеман — дитя своего времени, поэтому наряду с серьезными научными открытиями в некоторых его работах и взглядах проскальзывает оккультный элемент: попытка при помощи «горошин» воздействовать на духовную составляющую пациента, не на расстроенную психику, а на дух. Здесь, конечно, заблуждение человека, не имеющего твердого христианского мировоззрения. Однако, это нисколько не умаляет значения работ Ганемана и его многолетнего врачебного опыта, связанного с обычными препаратами.

О методах лечения

Мнение противников гомеопатии

Врач-гомеопат, хочет он того или не хочет, сеет мистически оккультный взгляд на мир и место болезней в жизни человека, и этот грех велик, даже если он невольный. Для болящего человека, ничего не знающего о тайнах гомеопатии, вроде бы нет большого греха в том, что он принимает дар своего выздоровления из рук гомеопатов и посредством неких потенцированных препаратов. Быть обманутым, конечно, неприятно, но если Господь попускает такое выздоровление, то и слава Богу.

О том, что гомеопат лукавил, говоря о высокой эффективности именно данной потенции, больной, возможно, никогда не узнает. Поэтому для лечащегося сей грех, есть скорее, грех неведения, чем грех идолослужения и приема в пищу идоложертвенного, чего нельзя сказать о самих гомеопатах, ибо они обязаны ведать, что творят.

С естественнонаучной точки зрения, в гомеопатических потенцированных препаратах ничего нет и лечение у врача-гомеопата — это просто психотерапия с достаточно изощренной системой обмана пациента, паразитирующая на авторитете научной медицины.

В качестве лечебной субстанции врачи-гомеопаты используют специально приготовленные воду, этиловый спирт или сахар, то есть по сути «заговоренные» продукты. Гомеопатия поэтому является примитивной магией, где в качестве тайного имени, призываемого духа лекарства, служит латинское название соответствующего вещества. Неэффективность гомеопатического самолечения при этом также становится вполне понятной, поскольку не только для общения с духами, но и для простого жертвоприношения бездушным идолам надо иметь кое-какой опыт и пройти некое посвящение-обучение.

Мнение сторонников гомеопатии

Православным врачам надо иметь достаточно взвешенную позицию. В прошлом веке митрополит Антоний (Вадковский) наложил церковное прещение на Сеченова за работу «Рефлексы головного мозга».

У православных христиан должна быть обдуманная, аргументированная, научно доказанная позиция. Не имея возможности доказать при помощи фактов несостоятельность гомеопатии как науки, как медицинского направления, нельзя отрицать ее право на существование. В любом медицинском направлении могут быть изъяны и методы, не совпадающие с православной вероучительной истиной, например, в гинекологии. Но нельзя же из-за поборников экстракорпорального оплодотворения, контрацепции и абортов шельмовать всю специальность как антирелигиозную. В гинекологии в десять раз больше неправославных моментов, чем в гомеопатии. Но это не значит, что гинекологию надо отнести к числу лжемедицинских наук и прекратить лечение остальной гинекологической патологии (кист, эрозий, эндометриоза, фиброаденом и т. д.).

Сейчас появляются данные, свидетельствующие, что молекулы всех веществ, в том числе и лекарственных, обладают волновыми свойствами, которые тоже могут иметь значение при воздействии на пораженные и заболевшие органы человека.

Невзвешенная позиция православных врачей в спорных вопросах и скоропалительные выводы могут дискредитировать Православие.

Несмотря на крайне отрицательное отношение элладских богословов к гомеопатии, в их критике метода есть много правильно поставленных вопросов, позволяющих отсечь сомнительные моменты и исключить направления, противоречащие православной вероучительной истине. Проще говоря, мы можем, имея полную картину отношения к гомеопатии, очертить тот круг, за пределы которого православному врачу выходить нецелесообразно.

IV. РЕЗЮМЕ

Во-первых, врачом-гомеопатом не должна практиковаться исповедь пациента, так как сбор анамнеза «морби» (то есть истории настоящего заболевания) и сбор сведений о духовных переживаниях пациента и его грехопадениях — разные вещи, так как первое — прерогатива врача, второе — священника. Отсюда недопустимо вмешательство гомеопатии в духовную область. Попытки корректировать страсти человека при помощи «горошин» неминуемо ведут в оккультизм. Поэтому православный гомеопат — это врач, лечащий тело человека, корректирующий при необходимости психику пациента, но не вторгающийся в область коррекции духа.

Во-вторых, некоторые зарубежные гомеопатические фирмы стали вводить в мировоззренческую базу врачей-гомеопатов идеологию нехристианских философских систем. Например, Германская фирма «Хеель» открыто исповедует антропософскую систему доктора Штайнера и на основании этого строит концепцию назначение тех или иных лекарственных средств.

Не имея христианского мировоззрения, фирма выпускает препараты, известные гомеопатам под названием «нозоды». В состав этих препаратов входят вещества, полученные из уретры гонорейного больного, сифилитических гумм, туберкулезных каверн и т. п. В Православной Церкви употребление внутрь подобных веществ даже в терапевтической дозе рассматривается как осквернение.

Человек с оскверненными устами (полость рта и пр.) не имеет права причащаться Святых Христовых Таин. Для того, чтобы вновь получить это право, он должен прийти в церковь, к священнику, с просьбой прочитать над ним молитву от осквернения.

В‑третьих, позиция ряда гомеопатов по наделению препаратов особыми свойствами и определенным «духом» — в одном случае была связана с неотработанностью терминологии (примитивная терминология XVI—XVIII веков), в другом — с наличием оккультных взглядов и воззрений, присущих некоторым гомеопатам-алхимикам.

Поэтому область деятельности православного гомеопата можно очертить следующими границами: православный гомеопат — врач, имеющий высшее медицинское образование; прошедший специализацию по гомеопатии; опирающийся в своей практической деятельности и теоретических изысканиях на православное христианское мировоззрение; не практикующий в своей работе препаратов из собственных выделений больного типа «нозоды», а также препаратов, действующих на духовную область души человека и «изменяющих» степень греховности, и качество нравственности человека; не подменяющий сбор анамнеза, то есть данных о жизни и особенностях протекания заболевания — исповедью больного о его грехах и духовно-религиозных поисках и переживаниях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чичагов Л.М. Медицинские беседы. В 2 т. М.: Аванти, 1999–2000.
2. Гомеопатический ежегодник. М.: Валанг, 2003.
3. Жития оптинских святых / Преподобные старцы оптинские. Свято-Введенская Оптина Пустынь. 1993–1997.
4. Священник Антоний Ильин. Православна ли гомеопатия? // Независимая газета, 09.02.2000.
5. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова. М.: Изд. свт. Игнатия Ставропольского, 2002.
6. Бочаров А. С., Чернышев А. В.. О небесном и земном. М.: Паломник, 2001.
7. Великие русские старцы. М.: Ковчег, 2002.
8. Филимонов В. П. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб.: Сатисъ, 1999.
9. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Вып.4. М., 1994. С. 239.
10. Гомеопатия. Полная энциклопедия. СПб: Весь, 2001.
11. Noval J.J., Sohler A., Reisberg R.B., Coyne H., Straub K.D., and McKinney H. Extremely low frequency electric field induces changes in rate of growth and brain and liver enzymes of rats // Compilation of Nazrysponsored ELF biomedical and ecological research reports. 1976. V. 3.
12. Гомеопатия — Ревнитель, N5 (12), 1999. (со ссылкой на Плерофорос, N 12, 1997. С. 2—4.)
13. Иеромонах Анатолий (Берестов). Отделяя плевелы от семян. 6 января 2002 г. http://www.orthodoxy.ru.
14. Штрубе Ю., Штольц П., Майер В. В какой степени аминокислоты и пептиды определяют эффективность потенцированных лекарственных средств? // Биологическая медицина, 2002. N 2. С. 9—14.
15. Nemethy G., Scheraga H.A. Structure of Water and Hydrophobie Bonding in Proteins. 1. A Model for the Thermodynamic Properties of Liquid Water. // J Chem Physics. 1962. V. 36 (12). P. 3382–4000.
16. Del Giudice E., Preparata G., Vitiello G. Water as a Free Electric Dipole Laser // Phys Rev Lett. 1938. V. 61 (9). P. 1085–1088.
17. Del Giudice E. Is the Memory of Water a Physical Impossibility / Endler P. C, Schulte J. (eds.) Ultra High Dilution—Physiology and Physics. Oordrecht, Boston. London. Kluwer Academic Publishers. 1994. P. 117–119.
18. Smith С. W. Homeopathy, structure and coherence // Homeopathy in Focus-ZDN-Congress Proceedings 1989, Kongressband «Homoopathie im Brenn-punkt» zurn modernsten Stand der Diskussion. Essen: VGM Verlag fur Ganzheitsmedizin, 1989.
19. Strube J. Spinresonanzen physikalische Grundlage einer elektro mag netischen Bioinformation in Homoopathie / ZDM (H): Wissenschaftliche Grundlagen der besonderen Therapierichtungen und naturlichen Heilweisen. Essen: VGM, 1992. P. 231–234.
20. Strube J., Stolz P. Elektromagnet Strukturabbilder (EMSA) als Wirkprinzip der Informationsubertra bei der Potenzieiung von Arzneien // Med. 1999. V. 26 (6). P. 294–303.
21. Kumar A; Jussal R. L. A hypothesis on the nature of homoeopathic potencies// Br Hom J. 1979.V. 68. P. 197–204.
22. Resch G., Gutmann V. Wissenschaftliche Grundlagen des Wassers als Informationstrager / Engler I. (Hrsg). Wasser — Polaritatsphanomen, Informationstrager. Lebens-Heilmittel Teningen. Sommer-Verlag, 1989. P. 193–216.
23. Gutmann V. Strukturdynamik in sigem Wasser / Wasser und Information — Aspekte homoopathischer Forschung. Heidelberg: Karl F. Haug, 1993. P. 39–49.

Источник: Библиотека православного христианина