Яндекс.Метрика

ИЗ СТРАТЕГИИ ВОЗ 2025-2034

23.07.2025


СОКРАЩЕНИЯ И АКРОНИМЫ

  • -ИИ Искусственный интеллект
  • -КМ Комплементарная медицина
  • -МКБ-11 Международная классификация болезней 11-го пересмотра
  • -ПРМКИ Платформа регистрации международных клинических исследований
  • -ИМ Интегративная медицина
  • -МСЛРС Международное сотрудничество в области регулирования лекарственных средств растительного происхождения
  • -ТРМе Тематические разделы по медицине
  • -ПМСП Первичная медико-санитарная помощь
  • -ЦУР Цель устойчивого развития
  • -ССЗ Стандартное среднее значение
  • -ТКИ Традиционная, комплементарная и интегративная медицина (объединение терминов "традиционная медицина", "комплементарная медицина" и "интегративная медицина")
  • -TM Традиционная медицина
  • -ТМЗ Традиционные медицинские знания
  • -ТКМ Традиционная и комплементарная медицина
  • -ВОУЗ Всеобщий охват услугами здравоохранения
  • -ВАЗ Всемирная ассамблея здравоохранения
  • -ВОЗ Всемирная организация здравоохранения
  • -ВТО Всемирная торговая организация
  • -ВОИС Всемирная организация интеллектуальной собственности

ГЛОССАРИЙ

Биомедицина - также называемая “традиционная медицина” в соответствии с биомедицинской моделью, является отраслью медицинской науки, которая применяет биологические и физиологические принципы в клинической практике (1). Биомедицина делает упор на стандартизированное, основанное на фактических данных лечение, подтвержденное биологическими исследованиями, при этом лечение проводят официально обученные врачи, медсестры и другие лицензированные практикующие врачи.

Комплементарная медицина – используется как синоним термина “традиционная медицина” в некоторых странах и относится к широкому набору знаний, навыков и практик в области здравоохранения, которые обычно не являются частью традиционной или конвенциональной медицины в какой-либо стране и могут играть вспомогательную роль в сочетании с биомедицинской помощью.

Цифровое здравоохранение – область знаний и практики, связанная с разработкой и использованием цифровых технологий для улучшения здоровья. Цифровое здравоохранение расширяет концепцию электронного здравоохранения и включает в себя цифровых потребителей с более широким спектром интеллектуальных и подключаемых устройств. Она также охватывает другие виды использования цифровых технологий в здравоохранении, такие как Интернет вещей, передовые вычисления, аналитика больших данных и искусственный интеллект, включая машинное обучение и робототехнику.

Лекарственное средство – любое вещество или фармацевтический продукт для использования человеком или в ветеринарии, который предназначен для изменения или изучения физиологических систем или патологических состояний в интересах получателя.

Практикующий врач – любой медицинский работник, имеющий квалификацию, связанную со здоровьем. Что включает как медицинских работников, так и младших медицинских работников.

Лекарственные средства растительного происхождения – могут включать травы, растительные материалы, растительные продукты и готовые растительные препараты в форме, пригодной для применения человеком.

Растительный продукт – широкий термин, охватывающий лекарственные препараты растительного происхождения и сопутствующие товары.

Знания коренных народов – понимание, навыки и философия, выработанные обществами, имеющими долгую историю взаимодействия со своей природной средой. Что касается сельских жителей и коренных народов, то местные знания служат основой для принятия решений по основополагающим аспектам повседневной жизни.

Традиционная медицина коренных народов – это совокупность знаний и практик, поддающихся объяснению или нет, используемых для диагностики, профилактики или устранения физических, психических и социальных заболеваний. Эти знания или практика могут основываться исключительно на опыте и наблюдениях, передаваемых устно или письменно от поколения к поколению. Эти практики являются традиционными для страны, в которой они применяются. Большинство из видов традиционной медицины коренных народов практикуется на уровне первичной медико-санитарной помощи. Гомеопатию ВОЗ относит к разделу «Традиционная медицина».

Практикующий врач из числа коренных народов – любой практикующий врач, чья практика основана на знаниях и практике коренных народов.

Интегративная медицина – это междисциплинарный и научно обоснованный подход, направленный на достижение здоровья и благополучия всего человека путем использования уважительного сочетания или слияния биомедицинских и традиционных и/или дополнительных медицинских знаний, навыков и практик. Он обеспечивает комплексную медицинскую помощь, охватывающую весь спектр услуг, и может охватывать 135 различных поставщиков медицинских услуг и учреждений.

Единое здоровье – это комплексный, объединяющий подход, направленный на устойчивое поддержание баланса и оптимизацию здоровья людей, животных, растений и экосистем. В нем признается, что здоровье людей, домашних и диких животных, растений и окружающей среды в целом (включая экосистемы) тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Этот подход мобилизует многочисленные секторы, дисциплины и сообщества на различных уровнях общества для совместной работы по повышению благосостояния и устранению угроз здоровью и экосистемам, одновременно удовлетворяя коллективную потребность в чистой воде, энергии и воздухе, безопасных и питательных продуктах, принимая меры по борьбе с изменением климата и внося свой вклад на пути к устойчивому развитию.

Забота, ориентированная на людей - это подход к уходу, который сознательно учитывает взгляды отдельных лиц, лиц, осуществляющих уход, семей и сообществ и рассматривает их как участников и бенефициаров надежных систем здравоохранения, которые реагируют на их потребности и предпочтения гуманным и целостным образом. Забота, ориентированная на людей, также требует, чтобы люди имели образование и поддержку, необходимые им для принятия решений и участия в собственном уходе. Она организована с учетом потребностей и ожиданий людей в области здравоохранения, а не заболеваний.

Забота, ориентированная на человека – подходы и практика ухода, которые рассматривают человека как целостность с различными уровнями потребностей и целей, причем эти потребности обусловлены его личными социальными детерминантами здоровья.

Первичная медико–санитарная помощь - ключевой процесс в системе здравоохранения, обеспечивающий оказание помощи при первом обращении, доступную, непрерывную, всестороннюю и скоординированную помощь, ориентированную на пациента.

Первичная медико–санитарная помощь - это общесоциальный подход к охране здоровья, направленный на обеспечение максимально возможного уровня здоровья и благополучия и их справедливого распределения путем как можно более раннего удовлетворения потребностей людей на всех этапах, начиная от укрепления здоровья и профилактики заболеваний и заканчивая лечением, реабилитацией и паллиативной помощи, а также максимально приближенной к повседневной окружающей среде людей.

Продукты традиционной, комплементарной и интегративной медицины для здоровья – могут включать продукты различных классификаций, обычно используемые в качестве лекарственных средств или в медицинских целях, включая, но не ограничиваясь ими, “растительные лекарственные средства”, “дополнительные лекарственные средства”, “диетические добавки”, “пищевые добавки”, “добавки для здоровья”, “растительные добавки", “лекарственные средства”, “лекарственные средства растительного происхождения”, “растительные продукты”, “натуральные продукты для здоровья” или “традиционные лекарственные средства”. Сюда также входят любые другие медицинские технологии и устройства, происходящие из традиционной, комплементарной и интегративной медицины или специфичные для нее.

Практикующий врач традиционной, комплементарной и интегративной медицины – любой медицинский работник, получивший квалификацию в области традиционной, комплементарной и интегративной медицины. В нее могут входить как медицинские работники, так и ассоциированные медицинские работники, включая, но не ограничиваясь ими, специалистов традиционной, комплементарной и интегративной медицины, а также ассоциированных медицинских работников.

Традиционная и комплементарная медицина – объединяет термины “традиционная медицина” и “комплементарная медицина” (15) .

Традиционные знания – не существует общепринятого на международном уровне определения, но их можно рассматривать как знания, ноу-хау, навыки и практику, которые развиваются, поддерживаются и передаются из поколения в поколение в рамках сообщества, часто являясь частью его культурной или духовной самобытности (16).

Традиционные медицинские знания – традиционные знания, относящиеся к традиционной медицине, которые включают в себя медицинские знания коренных народов.

Традиционная медицина – совокупность знаний, умений и практик, основанных на теориях, верованиях и опыте представителей различных культур, а также научных достижениях и профессиональном опыте, используемых для диагностики, профилактики и лечения заболеваний и укрепления здоровья и благополучия (15).

Благополучие – позитивное состояние, испытываемое отдельными людьми и обществом. Как и здоровье, оно является ресурсом повседневной жизни и определяется социальными, экономическими и экологическими условиями. Благополучие включает в себя качество жизни, а также способность людей и сообществ вносить свой вклад в развитие мира с осознанием смысла и целеустремленностью (17).

Сообщества благополучия - создают основу для процветания всех представителей нынешнего и будущих поколений на здоровой планете, независимо от того, где они живут. Такие сообщества применяют смелую политику и преобразующие подходы, которые опираются на:

  • -позитивный взгляд на здоровье, который объединяет физическое, психическое, духовное и социальное благополучие;
  • -принципы прав человека, социальной и экологической справедливости, солидарности, гендерного равенства, равенства между поколениями и мира;
  • -приверженность устойчивому низкоуглеродному развитию, основанному на взаимности и уважении между людьми и установлении мира с природой;
  • -новые показатели успеха, выходящие за рамки валового внутреннего продукта, которые учитывают благосостояние человека и планеты и определяют новые приоритеты государственных расходов;
  • -направленность усилий по укреплению здоровья на расширение прав и возможностей, инклюзивность, равенство и значимое участие (18).

В 2023 году семьдесят шестая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) приняла решение по традиционной медицине, в котором Генеральному директору было предложено: (1) продлить стратегию ВОЗ в области традиционной медицины на 2014-2023 годы до 2025 года; и (2) разработать проект новой глобальной стратегии в области традиционной медицины на период 2025-2033 гг., руководствуясь стратегией ВОЗ в области традиционной медицины на 2014-2023 гг., в консультации с государствами-членами и соответствующими заинтересованными сторонами и представить проект стратегии на рассмотрение Семьдесят восьмой сессии ВАЗ 2025 года через Исполнительный совет на заседании его 156-ой сессии (19).

Обладая собственным уникальным позиционированием, вызовами и возможностями для внесения вклада в преобразование системы здравоохранения и в достижение здоровья, благополучия, всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) и целей устойчивого развития (ЦУР) во всем мире, эта стратегия призвана охватить традиционную, комплементарную и интегративную медицину (TКИ) в целом, включая будущие цели и действия.

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Традиционная, комплементарная и интегративная медицина

Традиционная медицина (ТМ) представлена во всех шести регионах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) как в кодифицированных, так и в некодифицированных системах и глубоко укоренена в традиционных медицинских знаниях, культуре, истории и территориях. ТМ, которая была принята и адаптирована к местным условиям, называется “комплементарная медицина”. Термины “традиционная медицина” и "комплементарная медицина” считаются взаимозаменяемыми.

Стратегия ВОЗ в области традиционной медицины на 2014-2023 гг. (15) содержит контекст традиционной и комплементарной медицины (T&КM) - объединения терминов “традиционная медицина” и “комплементарная медицина”.

По мере того как люди получают все больше возможностей для выбора медицинского обслуживания, соответствующего их потребностям, медицинские службы сегодня должны решать эту задачу и предлагать подход, ориентированный на интересы людей. Практика интегративной медицины (ИМ), будь то под руководством правительства или пациентов, которая сочетает в себе проверенные методы ТМ и биомедицину, станет более распространенной.

В 2017 году ВОЗ существенно расширила свой мандат для оказания столь необходимой поддержки государствам-членам в развивающейся области ИМ и внедрила концепцию “традиционной, комплементарной и интегративной медицины” (ТКИ).

Таким образом, данная стратегия представляет собой расширенное видение, включающее в себя ТМ, Т&КМ и TКИ. Этот последний термин объединяет эти три подхода, которые надлежащим образом основаны на индивидуальных потребностях в области здравоохранения.

1.2 Мандат ВОЗ и поддержка ТКИ

В 2014 году Шестьдесят седьмая сессия Всемирной Ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) приняла резолюцию ВАЗ67.18 по ТМ, в которой к Генеральному директору была обращена просьба содействовать осуществлению государствами-членами стратегии ВОЗ в области традиционной медицины на 2014-2023 годы. ВОЗ оказывала постоянную поддержку TM, T&КM и TКМ в реализации стратегий ТМ в соответствии с мандатом ВАЗ.

В соответствии с семьдесят шестым решением ВАЗ, ВАЗ76(20), о разработке новой глобальной стратегии TM на период 2025-2034 гг., ВОЗ провела третье глобальное исследование ВОЗ по ТКИ для предоставления государствам-членам возможности проанализировать и внести свой вклад в вопросы управления, финансирования, физической инфраструктуры, кадров здравоохранения, продуктов, информации и исследования, модели оказания медицинской помощи, качества, доступности, охвата услугами и оперативности реагирования, включая проблемы и потребности государств-членов, связанных с ТКИ.

Государства-члены запросили у ВОЗ технические и политические рекомендации, чтобы помочь решить следующие проблемы (20) (21):

  • -потребность в научных данных и финансовой поддержке исследований;
  • -необходимость в механизмах регулирования, контроля и мониторинга качества практиков T&КM, а также безопасности, качества и эффективности практик T&КM и продуктов;
  • -потребность в экспертных знаниях, каналах сотрудничества и механизмах обмена информацией для содействия информированию и устранения разрыва, обусловленного текущим отсутствием политических указаний по интеграции T&КM в системы и службы здравоохранения.

2. ПОЛОЖЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ТКИ

За последнее десятилетие в ТКИ был достигнут значительный прогресс. Эти совместные усилия государств-членов, партнеров, заинтересованных сторон и ВОЗ нашли отражение в реализации стратегии ВОЗ в области традиционной медицины на 2014-2023 годы. Глобальный доклад ВОЗ о областях традиционной и комплементарной медицины за 2019 год и промежуточные данные третьего глобального исследования ВОЗ по ТМ показали устойчивый прогресс и тенденцию к развитию во многих областях. Основываясь на обзоре прогресса, проблем и возникающих потребностей государств-членов, краткое изложение текущего положения ТКИ обеспечивает основу для целей и действий данной стратегии.

2.1 Использование ТКИ и национальные рамки

ТКИ1 пользуется значительным спросом во всем мире (рис. 2.1), что привело к увеличению числа национальных офисов в государствах-членах (рис. 2.2). В целом, было показано, что люди обращаются за услугами и лечением ТКИ по различным причинам, включая неинфекционные заболевания, профилактику заболеваний, укрепление здоровья, а также паллиативная помощь и реабилитация (рис. 2.3).

Национальные рамки и руководящая политика имеют решающее значение для позиционирования ТКИ в рамках общей системы здравоохранения, чтобы облегчить доступ к качественным, безопасным и эффективным ТКИ. Они должны включать соответствующие механизмы регулирования практики ТКИ, квалификацию практикующих врачей и продукты медицинского назначения (вставка 2.1).

Вставка 2.1: Проблемы и возможности, связанные с использованием ТКИ, и национальные рамки

Проблемы

  • -Сбор необходимых фактических данных в поддержку безопасности и эффективности ТКИ для содействия его включению в национальные рамки.
  • -Количественная оценка вклада ТКИ в общее предоставление медицинских услуг и всеобщий охват услугами здравоохранения (ВОУЗ).
  • -Разработка, принятие и внедрение национальных рамочных программ для ТКИ и оценка их результатов с учетом национальных целей в области здравоохранения, ресурсов здравоохранения и доступа к здравоохранению.

Возможности

  • -Во времена ограниченных финансовых средств и значительных потребностей в медицинском обслуживании растущее присутствие и связанное с этим влияние ТКИ может внести ценный и неотложный вклад в снижение заболеваемости и экономического бремени здравоохранения во всем мире.
  • -Включение ТКИ в национальные рамки должно усилить регулирование медицинских услуг и продуктов ТКИ для обеспечения их безопасного и эффективного использования, что позволит ТКИ внести значительный вклад в систему здравоохранения.

2.2 Вклад в здоровье и благополучие

Уделяя особое внимание взаимосвязанности и гармонии с природой, системы ТКИ предлагают ценную информацию для укрепления здоровья людей, животных, растений и окружающей среды (Вставка 2.2). Их целостный подход, охватывающий физические, психические, духовные и социальные аспекты, может способствовать:

  • -устойчивости здоровья: саморегуляция и самоисцеление посредством корректировки образа жизни и профилактических практик;
  • устойчивости окружающей среды: интеграция экологических аспектов в здравоохранение, пропаганда ресурсосбережения и ответственного использования натуральных лекарственных средств;
  • -межсекторальному применению: применение принципов T&КM для решения более широких проблем общественного здравоохранения, таких как изменение климата, продовольственной безопасности, безопасности и качеству товаров для здоровья, психическому здоровью и социальному благополучию.
Вставка 2.2: Проблемы и возможности, связанные с вкладом ТКИ в здоровье и благополучие

Проблемы

  • -Экосистемы, находящиеся под угрозой исчезновения, их целостность и функционирование представляют повышенный риск для здоровья на стыке человека, животных, растений и окружающей среды, что непропорционально сильно сказывается на наиболее уязвимых сообществах.
  • -Чрезмерная эксплуатация и связанные с климатом изменения среды обитания угрожают доступности лекарственных растений.
  • -Несмотря на то, что безопасные и основанные на фактических данных подходы ТКИ охватывают весь спектр медицинских услуг, их осведомленность остается ограниченной из-за различных барьеров, включая предрассудки, которые препятствуют успешному внедрению. Кроме того, существующая доказательная база для многочисленных методов, основанная на традиционных знаниях и клиническом опыте, еще не получила должного развития, что требует дальнейших тщательных исследований. Людям, обращающимся за услугами ТКИ или использующим ТКИ для самообслуживания, сложно ориентироваться в информационном пространстве и получать достоверную информацию.
  • -Потенциальный вклад ТКИ в борьбу с COVID-19 не был должным образом изучен и использован во многих странах.

Возможности

  • -Учитывая их глубокое понимание взаимосвязи человека с Землей и окружающей средой, знания и практика ТКИ могут служить основой для управления, межсекторальной координации и сотрудничества, а также для социальных подходов к обеспечению благополучия общества, единого здравоохранения и достижения целей устойчивого развития (ЦУР).
  • -Существуют многочисленные возможности для внедрения и расширения масштабов безопасных, эффективных и научно обоснованных подходов ТКИ для улучшения результатов лечения на протяжении всего периода оказания медицинской помощи и на протяжении всей жизни.
  • -Повышение информированности потребителей о ТКИ может способствовать осознанному выбору и надлежащему использованию.
  • Безопасность и эффективность ТКИ на уровне стран могут повысить готовность к пандемии.
  • -Переход к использованию эффективных продуктов ТКИ может способствовать улучшению воздействия на окружающую среду.

2.3 Исследования ТКИ и TMЗ

В то время как исследования, связанные с ТКИ, и создание национальных исследовательских центров для T&КM демонстрируют устойчивый рост (рис. 2.4), финансирование исследовательской деятельности ТКИ остается ограниченным, что препятствует прогрессу. Сложности в рамках ТКИ требуют применения уникальных методов исследования, позволяющих избежать искажения результатов исследований и обеспечить точное представление практик. Примечательно, что мероприятия ТКИ, основанные на фактических данных, по-прежнему сталкиваются с трудностями при внедрении и системной интеграции и требуют дальнейшего совершенствования (вставка 2.3).

ТМЗ обладают огромной ценностью. Они представля.т собой накопленную мудрость и целительские практики, передаваемые из поколения в поколение в сообществах, и предлагают обширное хранилище знаний о лекарственных растениях, терапевтических методах и традиционной философии целительства. Однако для сохранения и возрождения ТМЗ требуется:

  • -расширение прав и возможностей местных сообществ и проведение совместных исследований: вовлечение местных сообществ в исследования и разработки ТМЗ, уважение их прав собственности и обеспечение справедливого распределения выгод;
  • -документирование и архивирование: запись и сохранение информации о ТМЗ с помощью различных методов, таких как интервью, этноботанические исследования и цифровое архивирование;
  • -передача знаний из поколения в поколение: поощрение передачи знаний о ТМЗ от старших к младшим поколениям посредством программ ученичества и культурных мероприятий.

Оценка и укрепление потенциала ТКИ и TMЗ посредством проведения исследований и уважительного взаимодействия могут внести дальнейший вклад в научное обоснование T&КM и в разработку будущих систем здравоохранения, которые будут более актуальными с культурной точки зрения, устойчивыми и доступными.

Вставка 2.3: Проблемы и возможности, связанные с исследованиями ТКИ и возможностями TMЗ

Проблемы

  • -Правительства признают необходимость получения большего количества научных данных для продвижения ТКИ, но пока не вкладывают достаточных средств в исследования ТКИ или не предоставляют достаточных ресурсов для получения большего количества доказательств с научной точностью, включая внедрение технологий и инноваций, связанных с тематическими исследованиями.
  • -Обоснованные методологии исследований, соответствующие ТКИ, требуют дальнейшего развития.
  • -Текущая исследовательская деятельность ТКИ, хотя и растет, не пропорциональна ее широкому использованию и сложности.
  • -Существенный вклад коренных народов и местных сообществ в сохранение и устойчивое использование биоразнообразия не получил должного признания.
  • -Во многих случаях коренные народы не были включены в соответствующие механизмы проведения исследований, связанных со знаниями коренных народов. Не были изучены различные методы медицинской практики и общепринятые взгляды коренных народов на мир, в которых коллектив считается более важным, чем отдельный человек.

Возможности

  • -Увеличение инвестиций в высококачественные исследования ТКИ может способствовать развитию значительного потенциала многочисленных научно-исследовательских институтов ТКИ по всему миру, число научных публикаций в которых быстро растет.
  • -Изучение соответствующих методологий проведения исследований в ТКИ поможет в разработке будущих исследований, связанных с ТКИ.
  • -Цифровое здравоохранение и инновационные технологии обладают потенциалом для улучшения исследований в области ТКИ, медицинских услуг и самообслуживания.
  • -ТМЗ содержат знания, жизненно важные для коренных народов, и огромный потенциал для здоровья людей, животных, растений и окружающей среды.
  • -Трехстороннее сотрудничество ВОЗ, Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Всемирной торговой организации (ВТО) обеспечивает платформу для поиска решений проблем, связанных с ТМЗ.
  • -Учет и защита вклада ТКИ, коренных народов и местных сообществ в прекращение вымирания видов, вызванного деятельностью человека, и содействие устойчивому использованию биоразнообразия.

2.4 Регулирование продуктов и практик ТКИ

В связи с растущей популярностью лекарственных средств растительного происхождения и других продуктов ТКИ, государства-члены по-прежнему нуждаются в надежных нормативных стандартах и требованиях. Это включает определение важнейших норм и стандартов, включая ссылки на национальные Фармакопеи или монографии, касающиеся лекарственных средств растительного происхождения, для обеспечения потребителей точной информацией, высококачественными продуктами и устойчивыми и этичными методами поиска лекарственных средств. Хотя адаптация существующей фармацевтической нормативной базы для продуктов ТКИ является отправной точкой, крайне важно разработать нормативно-правовые акты, учитывающие уникальные характеристики и практику различных систем ТКИ.

Там, где это необходимо, решающее значение имеет надлежащее регулирование практики ТКИ, позволяющее сбалансировать опасения по поводу ограничений с обеспечением эффективности. Образование играет ключевую роль, но стандарты могут варьироваться в глобальном масштабе, хотя число программ обучения в области T&КM на уровне университетов растет, в то время как наблюдается значительное внедрение программ непрерывного профессионального развития. Необходимы четкие руководящие принципы политики и консультации практикующих врачей. Сохранение традиционных знаний и философских воззрений при одновременной защите их от ненадлежащего регулирования имеет решающее значение, особенно для практики местного или коренного населения, основанной на традициях и отличной от современных систем образования (вставка 2.4).

Вставка 2.4: Проблемы и возможности, связанные с продуктами и практиками ТКИ для здоровья

Проблемы

  • -Нормативно-правовая база для продуктов и практик ТКИ для здоровья находится на разных уровнях внедрения, точности и эффективности по всему миру.
  • -Стандарты образования для медицинских работников ТКИ, работающих в рамках одной и той же профессии, различаются во всем мире и не обеспечивают легкого перехода или взаимодействия между странами, что препятствует международному сотрудничеству и росту профессионального опыта.
  • -Подходы к регулированию продуктов ТКИ для здоровья требуют большей гармонизации в различных регионах и на международных платформах для обеспечения безопасности при более простой и широкой доступности продуктов.
  • -Для продуктов ТКИ для здоровья, отличных от лекарственных средств растительного происхождения, требуется нормативное руководство, которое поможет государствам-членам в управлении качеством их производства, а также в безопасном и эффективном использовании.

Возможности

  • -Продолжение усилий по дальнейшей разработке и адаптации нормативных подходов к медицинским продуктам ТКИ и практикующим врачам, соответствующих региональному и национальному контексту и гарантирующих правильные результаты, без ущерба для их качества, безопасности, эффективности и доступности.
  • -Все больше государств-членов и партнеров признают необходимость укрепления структур сотрудничества и разработки или принятия рекомендуемых руководств, касающихся практики ТКИ в области здравоохранения, образовательных стандартов и продуктов ТКИ для здоровья.
  • -Продолжение разработки подходов, основанных на оценке рисков, применимых к регулированию продуктов и практик ТКИ для здоровья, направленных на обеспечение доступности качественных, безопасных и эффективных продуктов и практик.
  • -Растущий технический прогресс может быть использован для обмена информацией, относящейся к нормативным стандартам, и информацией, которая может улучшить подходы к регулированию.
  • -Расширение нормативного руководства ВОЗ по всем медицинским продуктам ТКИ, для обеспечения их безопасного и эффективного использования, включая лекарственные вещества, которые не соответствуют параметрам лекарственных средств растительного происхождения и медицинских изделий ТКИ.

2.5 Интеграция T&КM в системы здравоохранения

О помощи в интеграции T&КM в уже существующие системы здравоохранения для дальнейшего расширения охвата услугами здравоохранения, предоставления медицинских услуг и их результатов, и по всему миру сообщается о различных случаях, хотя они происходят разными темпами и сталкиваются с различными проблемами (вставка 2.5). Потребности государств-членов в этой области включают в себя:

  • -политику и законодательство: разработка и внедрение политики поддержки и правовых рамок для интеграции T&КM в национальные системы здравоохранения;
  • -регулирование и лицензирование: создание соответствующих механизмов регулирования для продуктов и практиков TКИ, а также адаптация существующих систем к особенностям T&КM;
  • -образование и профессиональную подготовку: разработка стандартизированных учебных планов и программ профессиональной подготовки для TКИ и практикующих специалистов в области биомедицины для обеспечения профессионализации и качества медицинской помощи;
  • -исследования и разработки: внедрение надежных методологий исследований и путей финансирования для оценки продуктов и практик TКИ путем дальнейшего развития базы фактических данных TКИ.
  • Решение этих проблем и налаживание постоянного сотрудничества между правительствами, практиками ТКМ, исследователями и общественностью имеет жизненно важное значение для успешной интеграции ТКМ в будущие системы здравоохранения.

    Вставка 2.5: Проблемы и возможности, связанные с интеграцией T&КM
    • -Интеграция T&КM должна основываться на надежных доказательствах ее безопасности и эффективности.
    • -Опыт государств-членов, успешно внедривших интегрированные системы и сервисы, который мог бы дать ценную информацию для разработки основ политики и оперативных руководящих принципов интеграции, в настоящее время недоступен.
    • -Отсутствие единого глобального понимания, критериев оценки и видов “интеграции” затрудняет государствам-членам определение и апробацию соответствующей национальной модели.
    • -Различия в уровнях/стандартах образования между поставщиками медицинских услуг создают потенциальные барьеры для взаимопонимания, коммуникации и сотрудничества между T&КM и практикующими врачами в области биомедицины.
    • -ВОЗ разрабатывает руководящий документ по моделям интеграции T&КM в службы здравоохранения и системы здравоохранения с соответствующими критериями.
    • -Некоторые страны обладают богатым опытом и извлеченными уроками в области интеграции T&КM, которые могут служить ориентиром для других государств-членов.
    • -Продолжающаяся трансформация служб здравоохранения и системы здравоохранения в целях обеспечения всеобщего охвата, безопасности здоровья, здорового образа жизни и благополучия, а также достижения ЦУР обеспечивают надежную основу для интеграции T&КM.
    • -Интеграция T&КM может способствовать преобразованию системы здравоохранения в направлении обеспечения благополучия.

    3. ВИДЕНИЕ

    Всеобщий доступ к безопасной, эффективной, ориентированной на интересы людей системе ТКИ для обеспечения здоровья и благополучия всех людей в любом возрасте.

    4. ЦЕЛЬ

    Максимизировать вклад ТКИ в достижение наивысшего достижимого уровня здоровья и благополучия отдельных лиц и обществ, обеспечение всеобщего охвата и ЦУР посредством межсекторальных подходов, направленных на расширение прав и возможностей сообществ путем укрепления базы фактических данных, обеспечения надлежащих механизмов регулирования и интеграции T&КM в службы здравоохранения и достижения целей устойчивого развития и системы.

    5. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ

    Стратегия была разработана на основе следующих принципов, которыми государства-члены, партнеры и заинтересованные стороны руководствуются при осуществлении своих действий, а ВОЗ - в достижении своего видения и цели.

    5.1 Принятие решений на основе фактических данных

    Решения должны основываться на наилучших имеющихся данных исследований, а также на таких факторах, как контекст, общественное мнение, справедливость, осуществимость реализации, доступность по цене, устойчивость и приемлемость для заинтересованных сторон (23). Решения по безопасному и эффективному использованию ТКИ могут быть улучшены за счет соответствующих детальных исследований и использования новых технологий, что, в свою очередь, способствует образованию и непрерывному обучению.

    5.2 Целостность и здоровье

    ТКИ охватывает различные целостные медицинские системы, основанные на холистических подходах, подчеркивая взаимосвязь человека не только с самим собой, но и с окружающей средой и свойствами, которые возникают в результате их взаимодействия. Эти системы, разработанные в различных культурах и с различным происхождением, концептуализируют здоровье как восстановление и поддержание баланса и целостности личности (24), таким образом, способствуя позитивному восприятию здоровья, которое объединяет физическое, психическое, духовное и социальное благополучие.

    5.3 Устойчивое развитие и единое здоровье

    Современное здравоохранение, включая ТКИ, должно уделять приоритетное внимание терапевтическим вмешательствам, которые сознательно поддерживают устойчивость окружающей среды. В целом, ТКИ опирается на природные ресурсы, традиционные знания, культуру и историю и может внести значительный вклад не только в сохранение биоразнообразия путем поощрения устойчивых практик, но и в достижение ЦУР, связанных со здоровьем и благополучием, а также в реализацию концепции единого здравоохранения.

    5.4 Право на здоровье и автономию пациента

    Устав ВОЗ провозглашает здоровье одним из основных прав человека, подчеркивая важность всеобщего доступа к необходимым медицинским услугам без финансовых трудностей. Право на самостоятельность в принятии решений в области здравоохранения требует поддержки осознанного выбора.

    5.5 Культура и здравоохранение

    Межкультурное взаимодействие имеет важное значение для приемлемости медицинского обслуживания. Признавая важность согласования потребностей в медицинском обслуживании с предпочтениями, образом жизни и культурными традициями убеждения различных групп населения помогают создавать инклюзивную, справедливую и компетентную в культурном отношении среду здравоохранения, в которой поддерживается уважение к традиционным и знаниям коренных народов.

    5.6 Забота, ориентированная на человека, и вовлечение сообщества

    Забота, ориентированная на человека, и вовлечение сообщества являются ключевыми приоритетами в предоставлении высококачественной медицинской помощи, повышающей безопасность пациентов и снижающей риск (12). ТКИ выступает за индивидуальный подход и уважение, учитывающие культурные предпочтения, а также за инклюзивный подход к сотрудничеству, тесно связанный с концепцией внедрения современной первичной медико-санитарной помощи.

    5.7 Комплексные медицинские услуги, а также польза и безопасность для пользователей.

    Для достижения оптимальных результатов медицинские услуги должны быть четко скоординированы между различными медицинскими дисциплинами и должны уделять приоритетное внимание индивидуальному благополучию, одновременно защищая от небезопасных действий, ложных заявлений и неэтичной практики. Интеграция безопасных, эффективных и устойчивой T&КM может способствовать подходу, в котором уделяется особое внимание факторам, поддерживающим здоровье и благополучие человека. Продолжающаяся разработка практик, основанных на фактических данных, непрерывный контроль качества и регулирующих механизмов необходимы для поддержки эффективной интеграции T&КM в службы здравоохранения (25).

    6. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ

    6.1 Стратегическая цель 1. Оптимизировать межсекторальную ценность ТКИ и расширить возможности сообществ с помощью инклюзивных подходов.

    Обоснование

    Знания, характеристики и ценность ТКИ открывают потенциал для решения задач в различных областях, таких как здравоохранение, культура, окружающая среда, социальные и экономические факторы, включая сокращение бедности. Уникальная ценность ТКИ заключается в широком спектре знаний и процедур, таких как лекарственные средства, продукты питания, вмешательства, основанные на процедурах, мануальная терапия и практики духовного исцеления. Политика и подходы к надлежащему использованию ТКИ включают в себя использование его потенциала в медицинских службах и самообслуживании, которые имеют решающее значение для первичной медико-санитарной помощи.

    Коренные ТМЗ обладают основополагающей мудростью, которая жизненно важна для коренных народов, и обладают огромным потенциалом в отношении здоровья людей, животных, растений и окружающей среды. Чтобы воспользоваться этими преимуществами, коренным народам должна быть обеспечена надлежащая защита их знаний, чтобы они чувствовали себя в безопасности и могли более широко делиться ими.

    Изучение характеристик ТКИ при одновременном вовлечении сообществ, партнеров и заинтересованных сторон в его результаты может раскрыть его ценность во всех секторах и послужить основой для принятия управленческих и общественных подходов к максимизации его вклада в здравоохранение, социальное благополучие, Единое здоровье и достижение ЦУР.

    Направление 1.1: Включить ТКИ в межсекторальную политику и планы действий в области здравоохранения, благополучия общества, единого здравоохранения и ЦУР.

    Обоснование

    Исследование и популяризация атрибутов ТКИ, концепций, знаний и практик помогут объединить усилия в области охраны здоровья человека, животных, сельского хозяйства и экосистем. Богатое культурное наследие и разнообразие целительских традиций и принципов ТКИ способствуют позитивному взгляду на здоровье, который фокусируется на человеке в целом и укрепляет источники здоровья. Признание его вклада в достижение многочисленных ЦУР помогло бы еще больше вовлечь ТКИ в достижение целей в области устойчивого развития. Это требует координации и сотрудничества различных секторов, связанных не только со здравоохранением, но и с другими областями, такими как культура, образование, сельское хозяйство, окружающая среда, интеллектуальная собственность, торговля и социальная защита.

    Действия для государств-членов

    1. Содействовать межсекторальной координации путем внедрения научно обоснованных концепций, знаний и практик ТКИ.
    2. Защищать биоразнообразие и окружающую среду в соответствии с международными обязательствами, обеспечивая при этом устойчивые поставки сырья для производства высококачественных продуктов ТКИ.
    3. Содействовать сохранению и возрождению традиционных методов целительства путем взаимодействия с коренными народами и практикующими врачами ТКИ и организации межкультурного диалога для содействия обменом знаниями между различными системами здравоохранения.
    4. Наладить межсекторальное сотрудничество в области здравоохранения, включая правительство, гражданское общество, общественные организации и другие заинтересованные стороны, для создания общего видения общества благополучия и устойчивого развития.
    5. Сотрудничать с международными организациями, региональными органами и соседними странами для обмена передовой практикой и опытом.
    6. Вносить свой вклад в пропаганду здорового образа жизни, передовые методы ведения сельского хозяйства и охраны окружающей среды, пропагандируя принципы ТКИ и знания.
    7. Разработать кампании по повышению осведомленности общественности для содействия пониманию и высокой оценке концепций, знаний и практики ТКИ среди населения в целом.

    Действия для партнеров и заинтересованных сторон

    1. Продвигать целостные концепции ТКИ в стратегиях/политике и участвовать в межсекторальной координации в интересах единого здравоохранения и ЦУР.
    2. Вносить свой вклад в разработку и практическую реализацию совместного плана действий "Единое здоровье" (2022-2026) (10) путем продвижения устойчивых моделей здоровья и благополучия.
    3. Распространять информацию среди заинтересованных сторон о целостных концепциях здоровья и благополучия коренных народов.
    4. Практиковать двустороннее обучение с коренными народами.

    Действия для Секретариата ВОЗ

    1. Оказывать поддержку государствам-членам в создании межсекторальных механизмов/совместных мероприятий для повышения вклада ТКИ в здоровое общество и достижение цели ЦУР.
    2. Содействовать межсекторальному диалогу, чтобы внести свой вклад в дело Единого здравоохранения, способствуя синергии между ТМ и соответствующими заинтересованными сторонами, в том числе представителями коренных народов.
    3. Организовать учебные программы для заинтересованных сторон в целях популяризации ТКИ и его связи с системой Единое здоровье.
    4. Поддерживать связь между специализированными учреждениями системы Организации Объединенных Наций и продвигать межсекторальные инициативы по обмену информацией, связанной с ТКИ, а также поощрять сотрудничество для достижения целей устойчивого развития.
    5. Информировать о ценностях, концепциях и знаниях ТКИ в контексте реализации совместного плана действий "Единое здоровье" (2022-2026).

Направление 1.2: Разработать инклюзивные подходы и модели для совместного использования выгод ТМЗ и обеспечения доступности услуг ТМ.

Обоснование

Все хранители традиционных знаний, особенно коренные народы, могут извлечь выгоду из надлежащей защиты своих знаний, что позволяет им более безопасно делиться своей мудростью на благо всех, не опасаясь незаконного присвоения, дальнейшего порабощения или причинения вреда.

Инклюзивные подходы и модели для совместного использования выгод, навыков и практики ТМЗ необходимы для того, чтобы в полной мере признать ценность ТМЗ и максимально обеспечить возможность доступа к безопасным и эффективным услугам ТМЗ.

Действия для государств-членов

  1. Разработать правовые рамки в соответствии с решениями Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии, Куньмин-Монреальской глобальной рамочной программой по сохранению биоразнообразия и Декларацией Организации Объединенных Наций о правах коренных народов в отношении защиты ТМЗ коренных народов.
  2. Обеспечить и улучшить доступ к безопасным и эффективным услугам ТМ.
  3. Разработать руководящие принципы документирования, регистрации и защиты ТМЗ и практик.
  4. Способствовать обмену опытом между поколениями в целях сохранения и передачи ТМЗ будущим поколениям и поддерживать документирование местными практикующими ТМЗ и общинами, в том числе финансово.
  5. Создать базы данных ТМ для содействия совместному использованию выгод, доступ к которым будут иметь исследователи и другие заинтересованные стороны.
  6. Содействовать международному сотрудничеству в целях обмена передовыми практиками, политикой и накопленным опытом в области охраны труда и совместного использования выгод ТМЗ.

Действия для партнеров и заинтересованных сторон

  • -Поощрять коренные народы к участию в разработке законодательной базы для совместного использования выгод коренных ТМЗ.
  • -Внести вклад в укрепление потенциала для защиты ТМЗ, в частности местных ТМЗ, и предотвращения их возможного незаконного присвоения.
  • -Предложить модели совместного использования выгод для стимулирования и защиты ТМЗ и практики.
  • -Поддерживать доступ к научно обоснованным, безопасным и эффективным услугам ТКИ.

Действия для Секретариата ВОЗ

  1. Усилить координацию и сотрудничество с ВОИС, ВТО и другими организациями для решения вопросов, касающихся ТМЗ и практики.
  2. Организовать учебные программы для наращивания потенциала государств-членов в области ТМК и практики.
  3. Повысить осведомленность научного сообщества об этических аспектах и сложностях, связанных с распределением выгод, в отношении генетических ресурсов, относящихся к ТМК.
  4. Оказывать поддержку государствам-членам в улучшении доступа к научно обоснованным, безопасным и эффективным услугам ТКИ в области здравоохранения и благополучия
  5. Создать платформы для обмена информацией относительно подходящих подходов и моделей для сохранения и совместного использования выгод от ТМК и практик (28) (29).

Направление 1.3: Поддерживать осознанный выбор пользователей TКИ в отношении безопасного и эффективного использования TКИ и ухода за собой.

Обоснование

Многие люди обращаются к ТКИ за естественными, устойчивыми решениями в области здравоохранения и по другим причинам, но ориентироваться в информационном пространстве сложно из-за наличия дезинформации, ложных заявлений или откровенного отрицания ТКИ. Надежная и прозрачная информация имеет решающее значение для обеспечения безопасности потребителей, осознанного выбора и совместного принятия решений в области здравоохранения.

Пользователей ТКИ следует поощрять к тому, чтобы они информировали своих практикующих врачей по биомедицине об использовании ими таких медицинских продуктов и практик, а своих практикующих врачей ТКИ - об их биомедицинских методах лечения. Помимо этого, отдельные лица, семьи и сообщества должны быть наделены полномочиями отстаивать политику, направленную на укрепление и защиту их здоровья и благополучия, и выступать в качестве соучредителей медицинских и социальных услуг.

Действия для государств-членов

  1. Создавать и распространять основанные на фактических данных образовательные материалы и общедоступную информацию, разъясняющую методы ТКИ, потенциальную пользу и вред, а также соответствующие варианты самопомощи.
  2. Разрабатывать программы повышения грамотности, чтобы улучшить понимание общественностью ТКИ и дать людям возможность принимать обоснованные решения о выборе медицинской помощи.
  3. Продвигать программы просвещения потребителей по безопасному и эффективному уходу за собой в целях самообслуживания и предотвращения любой вводящей в заблуждение информации.

Действия для партнеров и заинтересованных сторон

  1. Поддерживать разработку механизмов/руководящих принципов для просвещения и защиты потребителей, каналов подачи жалоб и надлежащего использования медицинских продуктов и услуг ТКИ.
  2. Поощрять пользователей делиться информацией об использовании ТКИ с поставщиками медицинских услуг и поощрять практикующих врачей уважать предпочтения пациентов.
  3. Поддерживать этичную рекламу и продвижение, чтобы избежать любых вводящих в заблуждение утверждений, касающихся ТКИ.
  4. Поощрять диалог о ТКИ - заботе о собственном здоровье между заинтересованными сторонами и создании организаций пациентов.

Действия Секретариата ВОЗ

  1. Обновить руководящие принципы ВОЗ по подготовке информации для потребителей о правильном использовании T&КM. <.li>
  2. Оказывать поддержку государствам-членам в разработке мобильных или онлайн платформ, касающихся использования/вовлечения в различные мероприятия ТКИ. <.li>
  3. Оказывать техническую поддержку государствам-членам в области самообслуживания в рамках ТКИ, исходя из потребностей. <.li>

6.2 Стратегическая цель 2. Укрепление базы фактических данных для ТКИ.

Обоснование

Опросы ВОЗ продемонстрировали широкое применение ТКИ, но также и необходимость в дополнительных данных исследований для продвижения его использования и интеграции. Чтобы полностью раскрыть потенциал ТКИ в улучшении здоровья и благополучия, необходимы значительные инвестиции и определение приоритетности исследований ТКИ.

Цифровое здравоохранение и инновационные технологии потенциально могут улучшить услуги здоровья и благополучия в ТКИ, но они требуют активного наращивания потенциала и развития.

Учитывая сложность и междисциплинарный характер ТКИ, основанный на различных философских подходах, необходимо использование соответствующих исследовательских методологий, поддерживаемых сотрудничеством между экспертами-методологами и практиками, а также между ТКИ и исследователями в области биомедицины.

Направление 2.1: Способствовать проведению высококачественных исследований в области ТКИ за счет увеличения инвестиций в ресурсы.

Обоснование

Необходимо разработать международную программу научных исследований, ориентированную на тщательные и высокоэффективные исследования, с соглашениями по ключевым показателям результатов. Это должно охватывать все аспекты ТКИ, такие как здоровый образ жизни, профилактика заболеваний и лечение, лекарственные средства и вмешательства, профессии и практика, комплексные услуги и системы, а также использование технологий в рамках ТКИ.

Более того, в ходе исследований следует изучить, какую информацию и вклад могут предоставить TMЗ, что требует привлечения практикующих врачей ТКИ к совместной разработке исследований и оказания им поддержки в наращивании исследовательского потенциала на протяжении всего исследовательского процесса.

Действия для государств-членов

  1. Разработать национальную программу исследований в области знаний и практики ТКИ для стимулирования инноваций и выделения специальных ресурсов.
  2. Провести тщательные научные исследования для поддержки доказательной базы в отношении безопасности, качества, эффективности и рентабельности ТКИ.
  3. Создать механизм/систему для сбора данных из различных источников, включая реальные данные, относящиеся к ТКИ, и вносить свой вклад в национальные, региональные и глобальные исследовательские хранилища.
  4. Поддерживать наращивание потенциала в области научных исследований и налаживать партнерские отношения с научно-исследовательскими институтами и международными организациями для содействия инновациям в рамках ТКИ.
  5. Продвигать подходы к научным исследованиям, основанным на широком участии, в интересах здоровья коренных народов.
  6. Разработать всеобъемлющую базу знаний, интегрирующую знания в области T&КM с современными научными данными для обоснования политики и практики здравоохранения.

Действия для партнеров и заинтересованных сторон

  1. Поддерживать определение приоритетов для национальной программы исследований и инноваций ТКИ.
  2. Поддерживать междисциплинарные исследования, включая ТКИ.
  3. Проводить научные исследования, способствующие принятию решений, основанных на фактических данных, для ТКИ.
  4. Инвестировать в создание исследовательского потенциала и вовлечение специалистов-практиков ТКИ, в разработку и проведение исследований.
  5. Разработать руководящие принципы для работы с сообществами и практикующими врачами из числа коренного населения.
  6. Включить исследование ТКИ в более широкие исследовательские инициативы в области здравоохранения и обобщение фактических данных.

Действия для Секретариата ВОЗ

  1. Разработать и обновить руководящие принципы ВОЗ, технические документы и инструменты ВОЗ по исследованиям ТКИ.
  2. Призвать государства-члены и партнеров усилить и отслеживать финансовую поддержку исследований ТКИ и разработать комплексную программу исследований.
  3. Поощрять исследования ТКИ, которые являются приемлемыми с культурной точки зрения, социально значимыми, и инклюзивными.
  4. Рекомендовать государствам-членам зарегистрировать клинические испытания ТКИ в Международном реестре первичных клинических испытаний ТМ ВОЗ.
  5. Координировать и поощрять двустороннее и многостороннее сотрудничество между государствами-членами и партнерами в области исследований ТКИ.

Направление 2.2: Изучить наиболее подходящий исследовательский подход и максимально эффективно использовать технологию для ТКИ.

Обоснование

Существует необходимость в изучении инновационных подходов к исследованию ТКИ, которые соответствуют уникальным характеристикам знаний и практик ТКИ, включая рассмотрение использования науки о сложности, системной биологии, больших данных и подходов к реальным данным, а также междисциплинарного сотрудничества. Также важно изучить соответствующие подходы к исследованию недокументированных ТКИ, включая местные медицинские знания и практику.

Максимальное использование передовых технологий имеет решающее значение для разработки надлежащих и инновационных подходов к исследованиям в области ТКИ. Технологические достижения для диагностических, терапевтических или других целей, связанных со здоровьем, могут улучшить и дополнить ТКИ в области медицинских услуг и самообслуживания.

Действия для государств-членов

  1. Изучить инновационные подходы к исследованиям, соответствующие уникальным характеристикам знаний и практики ТКИ.
  2. Поддержать исследования по модернизации продуктов и услуг ТКИ для здравоохранения.
  3. Способствовать разработке и применению цифровых медицинских технологий в исследованиях ТКИ.
  4. Обеспечить оцифровку и использование электронных медицинских карт, содержащих информацию, связанную с ТКИ, для обеспечения комплексного медицинского обслуживания ответственным и этичным образом.
  5. Разработать мобильные медицинские решения, телемедицинские сервисы и решения на основе искусственного интеллекта (ИИ) для ТКИ.
  6. Изучить исследовательские подходы к недокументированной ТМ, включая местные медицинские знания и практику.
  7. Содействовать разработке технологий для усиления охраны биоразнообразия в целях обеспечения устойчивости лекарственных растений и банков зародышевой плазмы.

Действия для партнеров и заинтересованных сторон.

  1. Внести свой вклад в разработку методов исследования для этичной и надежной научной проверки индивидуальных подходов к ТКИ и знаний коренных народов способами, которые являются приемлемыми с культурной точки зрения, социально значимыми и инклюзивными.
  2. Развивать цифровые технологии здравоохранения совместно с сообществами конечных пользователей ТКИ и бенефициарами в поддержку принципов, ориентированных на интересы людей.
  3. Способствовать разработке/внедрению электронных систем учета пациентов, доступных для практикующих врачей ТКИ, и способствовать функциональной совместимости.

Действия Секретариата ВОЗ

  1. Разработать методологии исследований, соответствующие комплексным, целостным и индивидуальным подходам ТКИ.
  2. Усилить работу по наращиванию потенциала в области методологий исследований ТКИ и стратегий сбора фактических данных.
  3. Разработать модель большого языка, специфичную для TM, в качестве инструмента искусственного интеллекта для обработки доступных сложных данных.
  4. Внести свой вклад во внедрение цифровых и технологических инноваций в рамках непрерывного процесса оказания медицинской помощи в рамках ТКИ, преобразовать собранную информацию в практические знания, адаптированные для государств-членов, и предложить мероприятия, максимально способствующие вкладу ТКИ в здравоохранение, благополучие, обеспечение всеобщего охвата и ЦУР.
    1. 6.3 Стратегическая цель 3. Поддерживать предоставление качественной и безопасной ТКИ с помощью соответствующих механизмов регулирования.

      Обоснование

      Соответствующие механизмы регулирования имеют решающее значение для продуктов и услуг для здоровья ТКИ, чтобы защитить население от небезопасных или некачественных продуктов для здоровья. Подход к регулированию, основанный на оценке рисков, хорошо подходит для ТКИ, поскольку он адаптирует нормативные требования к конкретному типу медицинского продукта или предполагаемой услуги на основе известных показателей безопасности и эффективности. Они включают в себя разработку соответствующих мер контроля качества, стандарты и требования к маркировке, а также обеспечение обоснованности и рациональности использования по назначению.

      Регулирующие механизмы для практикующих врачей ТКИ должны ставить во главу угла безопасность пациентов. Практикующих врачей ТКИ нельзя рассматривать как единую группу с одинаковым профилем риска из-за различий в методах лечения ТКИ, терапевтических подходах, обучении, практике и разделении труда практикующих врачей. Выявление и внедрение общих норм и эталонов квалификации, компетентности и этического поведения способствуют обеспечению того, чтобы практикующие врачи обладали необходимыми знаниями и навыками для оказания безопасной и эффективной медицинской помощи.

      Нормативно-правовая база должна также активно способствовать привлечению, обучению, найму и удержанию представителей коренных народов в качестве работников здравоохранения, а также обеспечивать подготовку медицинского персонала к оказанию помощи коренным народам с учетом межкультурного подхода (26).

      Направление 3.1: Обеспечить надлежащие механизмы регулирования медицинской продукции ТКИ, которые производятся и поставляются устойчивым образом.

      Обоснование

      Лица, решившие использовать ТКИ, должны иметь доступ к безопасным и эффективным медицинским продуктам. Соответствующие механизмы регулирования медицинской продукции ТКИ включают в себя определение и принятие норм и стандартов, разработку правил, просвещение отрасли и обеспечение взаимопонимания между поставщиком и конечным потребителем.

      Равноправный доступ к медицинским продуктам ТКИ является важным результатом сбалансированных механизмов регулирования и надзора. Тесное сотрудничество между заинтересованными сторонами и регулирующими органами может устранить барьеры, связанные с ценовой доступностью и культурным соответствием.

      Расширение международного сотрудничества в области регулирования будет способствовать продвижению правил в отношении медицинской продукции ТКИ, способствуя согласованию стандартов в более широком ассортименте продуктов и географических местоположений.

      Действия для государств-членов

      1. Создать или укрепить соответствующие механизмы регулирования, включающие квалифицированных нормы и стандарта для медицинской продукции ТКИ, чтобы обеспечить стандарты для поставок качественной, безопасной и эффективной продукции посредством соответствующих консультаций и партнерских отношений.
      2. Изучить подходы, способствующие эффективному принятию нормативных решений в отношении медицинской продукции ТКИ, включая принципы доверия и/или признания.
      3. Рассмотреть возможность оценки медицинской продукции ТКИ с использованием подхода, основанного на оценке рисков, чтобы убедиться, что они надлежащим образом пригодны для использования, но при этом обеспечивают надлежащий уровень пользы при минимизации риска.
      4. Ввести соответствующие ограничения на использование/истощение видов, находящихся под угрозой исчезновения, для производства лекарственных средств при условии строгого надзора со стороны регулирующих органов в соответствии с применимыми международными конвенциями и национальным законодательством.
      5. Поощрять устойчивые методы производства, поставки, использования и утилизации продуктов для здоровья, которые способствуют сохранению и повторному заселению источников окружающей среды, находящихся под угрозой исчезновения.
      6. Участвовать в международных соглашениях о сотрудничестве в области регулирования, таких как программа Международного сотрудничества ВОЗ в области регулирования лекарственных средств растительного происхождения.