ЭКСПЕРНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о правовой обоснованности позиции РАН по вопросу о принятии и публикации Меморандума № 2 «О ЛЖЕНАУЧНОСТИ ГОМЕОПАТИИ», изложенной в письме от 11.02.2020 г. исх. № 10110-П12.
«06» февраля 2017 г. Комиссией Российской академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований (далее - Комиссия) был принят Меморандум № 2 «О ЛЖЕНАУЧНОСТИ ГОМЕОПАТИИ» (далее - Меморандум).
«07» февраля 2017 г. Меморандум размещен на сайте Комиссии по ссылке http://klnran.m/2017/02/memorandum02-homeopathy/.
«18» декабря 2019 года Национальным советом по гомеопатии было направлено письмо на имя Президента Российской академии наук А.М. Сергеева с просьбой прекратить публикацию Меморандума на сайте http://klnran.rn.
Однако, Российская академия наук сочла просьбу о прекращении публикации Меморандума необоснованной и в ответе от 11.02.2020 г. за исх. № 10110-П12 (далее-Ответ РАН) указала следующее:
1) Меморандум является научно-экспертным материалом, для создания и публикации которого не предусмотрено никаких разрешительных процедур;
2) соблюдение внутренних регламентирующих документов является внутренним делом РАН и не может быть основанием для требований третьих лиц;
3) подготовка и публикация Меморандума была произведена в соответствии с действовавшим на тот момент Положением о Комиссии, которым не предусмотрено проведение заседаний или голосований членов Комиссии для утверждения результатов работы экспертных групп;
4) научные данные, резюмированные в Меморандуме, говорят о неэффективности гомеопатических препаратов, а преподнесение их в качестве эффективных вводит в заблуждение относительно их потребительских свойств и
и пригодности для определенных целей, нарушая ст. 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции".
Изучив Ответ РАН, приходим к следующим выводам о правовой обоснованности представленной в нем аргументации.
1. В соответствии с Положением о Комиссии, утвержденным постановлением Президиума РАН от 23 марта 1999 г. № 68 и действовавшим в период с 1999 по 2018 год (далее - Положение):
- Комиссия является научно-консультативным органом Российской академии наук, работающим на общественных началах, и состоит при Президиуме РАН;
- Комиссия в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Российской академии наук, постановлением Общего собрания РАН, постановлениями и распоряжениями Президиума РАН, а также настоящим положением.
В соответствии с п. 30 Устава Российской академии наук Президиум РАН является постоянно действующим коллегиальным органом управления академии.
Согласно пп. П) п. 40 Устава Российской академии наук Президиум РАН организует научные советы по важнейшим комплексным проблемам фундаментальных исследование, а также национальные комитеты, другие комитеты и комиссии.
Как следует из п. 42 Устава Российской академии наук при Президиуме РАН могут создаваться советы, комитеты, комиссии и другие совещательные органы. Президиум Российской академии наук назначает председателей советов, комитетов, комиссий и утверждает их составы.
В соответствии с пунктами 1.5 и 4.6 Положения, Президиум РАН оказывает необходимую финансовую, материальную и организационную помощь в работе Комиссии, а также осуществляет общее руководство работой Комиссии.
Из совокупности вышеперечисленных норм Устава Российской академии наук и Положения о Комиссии, следует, что состав и деятельность Комиссии напрямую зависит от Президиума РАН, в то время как Президиум РАН является постоянно действующим коллегиальным органом управления Российской академии наук.
Таким образом, очевидна структурная и организационная связь РАН - Президиум РАН - Комиссия.
2. В соответствии с п. 2.4 Положения одним из основных направлений деятельности Комиссии является подготовка практических рекомендаций и предложений по проблемам борьбы с антинаукой для представления в Президиум РАН, а также, по поручению Президиума РАН, для Правительства Российской Федерации, Федерального собрания, министерств, ведомств и иных организаций.
Согласно п. 4.1.2, 4.1.3 Положения Комиссия осуществляет свою деятельность через создаваемые Комиссией временные экспертные группы; а также путем выполнения членами Комиссии разовых поручений руководства Комиссии.
Иными словами, деятельность экспертных групп, в том числе междисциплинарной рабочей группы, подготовившей Экспертное заключение о лженаучности гомеопатии, является деятельностью Комиссии.
Таким образом, несостоятельно утверждение о том, что Меморандум и экспертное заключение представляет собой обобщенное научное мнение группы ученых, поскольку Меморандум был принят именно Комиссией1, и именно Комиссия заявляет, что лечение сверхмалыми дозами различных веществ, применяемое в гомеопатии, не имеет научных оснований.
1 Данное обстоятельство установлено Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31 июля 2018г. по делу №А40-50010/18-12-337 (абз.4 стр.З): «Как следует из материалов дела, оспариваемый Меморандум был создан и опубликован комиссией РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований...».
Кроме того, как следует из текста самого Меморандума, он основан на Экспертном заключении, составленном междисциплинарной рабочей группой по поручению Комиссии.
Следует также обратить внимание на то, что в Меморандуме даны практические рекомендации, р. том числе, федеральным министерствам, ведомствам и иным организациям, что в соответствии с п. 2.4 Положения возможно только по поручению Президиума РАН. Однако, как установлено, Президиум РАН такого поручения Комиссии не давал.2
То есть Меморандум — это документ, принятый именно Комиссией, которая при этом вышла за рамки полномочий, подготовив без поручения Президиума РАН практические рекомендации министерствам и ведомствам.
3. В соответствии с п. 4.3 Положения Комиссия правомочна рассматривать вопросы и принимать решения при наличии не менее 1/2 от ее списочного состава. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов открытым голосованием. Рекомендации и предложения Комиссии в случае необходимости реализуются постановлениями Президиума РАН.
Поскольку в соответствии с разделом 2 Положения, подготовка предложений и рекомендаций д.1 я Президиума РАН, государственных органов и иных организаций, относит» я к основным направлениям деятельности Комиссии, следовательно, пор* док рассмотрения вопроса об утверждении таких предложений и рекомендаций, должен соответствовать п. 4.3 Положения.
Согласно Постановлению Президиума РАН № 160 от 28.06.2016 состав Комиссии РАН по борьбе лженаукой и фальсификацией научных исследований в период с 28.06 2016 по 25.12.2018 включал 6 членов Бюро Комиссии и 53 членов Комиссии.
2 Данное обстоятельство установлено Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2018г. по делу №А40-217689/2017-91-1867 (абз.12 стр. 9): «Президиумом РАН и руководством РАН поручений о составлении экспертного заключения и даче рекомендаций по вопросам, изложенным в Меморандуме, Комиссии не давалось, и из Меморандума и Экспертного заключения не следует, что они были подготовлены по поручению или с согласия президиума РАН.
При этом только СЕМЬ членов Комиссии3 из ПЯТИДЕСЯТИ ДЕВЯТИ принимали участие в работе междисциплинарной рабочей группы и подписали соответствующее экспертное заключение, а именно: Анисимов В.Н., Власов В.В., Ефремов Ю.Н, Кувакин В. А, Панчин А.Ю., Полищук Р.Ф., Сергеев А.Г.
Какого-либо заседания по вопросам об утверждении содержания Меморандума и публикации его результатов на сайте Комиссии, очевидно, вообще не проводилось и Решения не принималось. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются позицией и комментариями членов Комиссии, опубликованными в средствах массовой информации.4,5
При наличии вышеизложенных обстоятельств, Меморандум нельзя считать легитимно принятым документом, поскольку Комиссия правомочна рассматривать вопросы и принимать решения при наличии не менее 1/2 от ее списочного состава и, следовательно, есть основания считать, что Меморандум принят и опубликован на сайте Комиссии в нарушение Положения.
Учитывая вышеизложенного, приходим к выводу, что Ответ РАН не имеет под собой достаточного правового обоснования правомерности принятия и публикации Комиссией Меморандума.
В этой связи также полагаем, что продолжающаяся публикация Меморандума на сайте Комиссии, образованной и действующей при Президиуме РАН, может на длящейся основе вводить в заблуждение неограниченный круг лиц относительно происхождения Меморандума как официальной позиции Российской академии наук, а также содержать признаки нарушения прав потребителей гомеопатической продукции, мотивы и действия, являющиеся основанием для проведения дополнительных проверок уполномоченными органами на предмет нарушения рядом лиц норм федерального законодательства в том числе в сфере антимонопольной деятельности и защиты конкуренции.
3 Там же. Абз.13 стр.9.: «Экспертное заключение, на основании которого составлен Меморандум, подписали 34 специалиста, из которых только 7 являются членами Комиссии.»
4 Электронный ресурс - https://regnum.ru/ne vs/innovatio/2237149.html. Дата обращения 21.08.2020. «Этот документ не был согласован с большинством’ членов комиссии, и публикация данного документа не может считаться выражением мнения всей комиссии, тем более мнением Российской академии наук», - заявил «Медицинской газете» академик РАН, заслуженный деятель науки РФ Сергей Колесников.
По его словам, на заседании комиссии содержание меморандума не обсуждалось. «С большинством ученых- медиков, членов комиссии РАН по лженауке — а я тоже один из них — этот скороспелый релиз не был согласован, его появление стало для нас полной неожиданностью. Исходя из этого, данный документ может расцениваться исключительно как коллективное письмо обеспокоенных ситуацией некоторых медиков и представителей общественности, но не как точка зрения Российской академии наук», — заявил Колесников.
5 Электронный ресурс - https://regnum.ru/news 2464555.html. Дата обращения 21.08.2020. «Во-первых, имеются сомнения в его легитимности, так как документ подписали восемь членов комиссии по лженауке из 59; остальные подписанты к членам комиссии не относятся. Ряд членов этой комиссии, в частности, академик РАН Сергей Колесников сообщил, что, комиссия по этому вопросу не заседала и решение не выносила, мнение его, как члена комиссии, не спрашивали.»
г. Москва, 27 августа 2020г.
Доктор юридических наук, профессор,
Заслуженный юрист РФ,
Действительный государственный советник юстиции
Президент Фонда содействию развитию
Правовых технологий XXI века, Ю.И.Скуратов.