Память воды — это способность воды сохранять информацию о ранее растворенных и (или) имевших соприкосновение с ней веществами и (или) любых воздействиях – электрических, магнитных, электромагнитных, ультразвуковых, электрохимических, что объясняется энергизацией виртуальной пары: электрон-позитрон.

В ХХ веке свойство воды иметь память противоречило научному пониманию физической химии и отрицалось научным сообществом. Научные споры вокруг понятия «память воды» разразились в начале 80-х годов прошлого века, после скандальной публикации в журнале Nature статьи известного французского иммунолога Жака Бенвениста, в то время возглавлявшего так называемый «200-й отдел» в парижском институте INSERM (французский Национальный институт здравоохранения и медицинских исследований).

Статье предшествовала многолетняя дискуссия между последователями и практиками гомеопатии с одной стороны и с другой — представителями академической науки. Гомеопаты утверждали, что вода сохраняет новоприобретённые свойства даже после того, как вещество или препарат разбавлены в ней до практически «нулевой» концентрации; другими словами — обладает своего рода «памятью». Оппоненты считали, что подобное утверждение нарушает все существующие научные представления о законах химии.

В 1983 году Жак Бенвенист получил от гомеопата Бернара Пуатвена приглашение принять участие в изучении биохимических растворов малых концентраций. Бенвенист, знакомый с гомеопатическими теориями и относившийся к ним скептически, в свою очередь, предложил группе коллег провести серию научных экспериментов по изучению воздействия на человеческий организм антител, с последовательным сокращением их концентрации в заданном объёме воды.

С этой целью Бенвенист и его команда из INSERM разбавили раствор человеческих антител в воде до такой степени, что практически была исключена возможность того, что в водном растворе осталась хотя бы одна молекула антитела. Тем не менее, как они сообщили, базофилы человека реагировали на этот разбавленный раствор так же, как если бы они столкнулись с исходным антителом. Данный эффект возникал только тогда, когда водный раствор сильно встряхивали во время разбавления, т.е. проводили ее динамизацию.

В то время Бенвенист не предложил теоретического объяснения эффекта, который позже был назван журналистом, сообщившим об исследовании, «памятью воды». Наблюдаемый биологический ответ интерпретировался Бенвенистом и его командой как демонстрация того, что вода сохранила свойства вещества, которого больше в ней не было, что позволяет утверждать о наличии памяти у воды.

Статью об исследовании учёный отослал для публикации в журнал Nature. Редакция журнала высказала опасение, что публикация этого материала даст гомеопатам-практикам возможность заявлять о научных доказательствах основ гомеопатии, даже если впоследствии утверждения автора будут опровергнуты. Сомнения в истинности результатов исследования усиливались соображением о том, что оно требует слишком больших изменений в уже известных физических и химических законах.

Редактор журнала Nature Джон Мэддокс заметил: «Наш ум не столько закрыт, сколько не готов изменить представление о том, как устроена современная наука».

Публикация вызвала бурную реакцию в международном научном сообществе. Несмотря на качество своих предыдущих открытий, Жак Бенвенист был дискредитирован как исследователь частью научного сообщества. Ему пришлось покинуть INSERM в 1995 году, в возрасте 60 лет.

Упомянутый нами выше - Люк Монтанье в интервью журналу Nature за декабрь 2010 года высказался в защиту Бенвениста как ученого, который «был отвергнут всеми, потому что смотрел далеко вперёд», но «думал в основном правильно».

В числе тех, кто поддержал Бенвениста, был Нобелевский лауреат 1973 года физик Брайан Джозефсон. В 1999 году журнал Time сообщил о том, что Бенвенист и Джозефсон с одной стороны и Американское физическое общество (APS) с другой, пришли к соглашению о проведении эксперимента в рамках Фонда Джеймса Рэнди (за доказательство существования эффекта «памяти воды» полагался один миллион долларов США), которое, однако, не состоялось.

Немецкие биофизики из глобальной исследовательской платформы Resonance Science Foundation уверенно утверждают, что у воды есть память и она способна передавать информацию. Изучая отдельные капли воды при невероятно большом увеличении, ученые смогли физически увидеть, что каждая капля воды имеет свой индивидуальный микроскопический рисунок, отличающийся от другого.

Был проведен научный эксперимент, в ходе которого группе студентов было предложено взять одну каплю воды из одного и того же водоема в одно и то же время. При внимательном рассмотрении отдельных капель было видно, что каждая из них дает разные изображения.

Затем был проведен второй эксперимент, в котором живой цветок был помещен в водоем, а через некоторое время был взят образец капли воды. В результате, при сильном увеличении получился завораживающий узор, но все капли этой воды выглядели очень похожими. Когда тот же самый эксперимент был проведен с другим видом цветка, увеличенная капля выглядела совершенно по-другому, таким образом информация о конкретном цветке была зашифрована в каждой капле воды.

Это открытие показывает, что у воды есть память. Немецкие ученые считают, что по мере того, как вода путешествует, она собирает и сохраняет информацию обо всех местах, через которые она прошла, и таким образом, может «связывать людей», которые пьют эту воду с множеством разных мест и источников информации, которые были на пути у воды.

Немецкий профессор Борис Кох из Института полярных исследований (Германия), вместе с группой других ученых обнаружил, что вода на молекулярном уровне может хранить «память» обо всем, что в ней существовало или с чем она сталкивалась.

Как показывают последние исследования, молекулярная структура воды, в отличие от кристаллов, может быть легко изменена любыми внешними воздействиями. Между молекулами воды легко образуются водородные связи, благодаря которым вода образует своеобразные «конгломераты», или молекулярные структуры.

Другое исследование немецких ученых: с применением новейших технологий вода была очищена от всех примесей, а в дальнейшем, при изучении ее молекулярной структуры оказалось, что только 3 % представлено, ни с чем не связанными, отдельными молекулами Н2О, тогда как 80 % — это сверхгигантские молекулы, похожие на четкие геометрические формы, состоящие из 57 молекул воды.

Каждые из 16 супермолекул образовали, так называемые, кластеры, похожие на кусочки льда. Эти кластеры являются основными и достаточно устойчивыми элементами воды и не разрушаются даже при температуре кипения. Поэтому, они не образуют отношений друг с другом и оставались самостоятельными субъектами.

В чистой воде кластеры находятся в довольно хаотичном состоянии, а примеси воздействуют на организацию кластеров. Когда в воде есть другие молекулы, кластеры ориентируются вокруг них, приобретая определенную форму и воздействуют на все остальные кластеры за счет эффекта притяжения и отталкивания между ними.

Таким образом, кластеры образуют большие сложные узоры, каждый из которых представляет собой структуру, несущую информацию о том, что присутствовало в воде. Поэтому, даже если мы полностью удалим вещество или лекарство из воды, вода сохранит память о них в закодированной структуре кластеров.

Предполагается, что вода может хранить любую информацию, потому что молекулы в кластерах могут быть связаны в различные структуры. Опыты показали, что конфигурация молекул легко и быстро меняется в зависимости от воздействия на нее. Отмечалось, что как только меняется структура одного кластера, соответственно меняются и все остальные. Следовательно, информация передается почти мгновенно.

В свою очередь ученые из США обнаружили, что кластеры принимают форму «платоновых тел», таких как тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр. Отсюда следует, что вода является жидким кристаллом, потому что ее молекулы всегда имеют правильную геометрическую форму.

Эксперименты также показали, что если воздействие недостаточно мощное для преобразования структуры всей воды в существующем объеме, то через 30-40 минут молекулы возвращаются в исходное состояние.

При реализации технологии многоступенчатого потенцирования, с приложением внешней энергии динамизации на каждой ступени приготовления гомеопатического препарата, совокупная энергия резких встряхиваний является достаточно мощным для преобразования структуры всей воды, поэтому и значителен срок активности гомеопатического препарата - не менее 60 месяцев.

Роль воды, входящей в состав биологических жидкостей (кровь, лимфа, ликвор и др.), ещё недостаточно изучена и освещена в современной литературе, но её значение, как информационного фактора, чрезвычайно велика и требует дальнейшего осмысления.

Возможно, это осмысление тормозится, как ввиду недостаточности соответствующих знаний и (или) современных технических средств, так и ввиду интересов определенных лоббистов.

Безусловно, дальнейшее изучение свойств воды представляет не только научный интерес, но и имеет прикладное значение и не только в здравоохранении. Феномен памяти воды требует пристального внимания и непредвзятого системного изучения международными научными центрами, занятыми в области прорывных технологий.