Федор Кибардин: Отзыв сельского батюшки о пользе гомеопатии

Все про оч­ки лишь мне на­лга­ли,
А про­ку на во­лос нет в них.
Не­ве­жи су­дят точ­но так:
В чем тол­ку не пой­мут, то все у них пу­стяк.

По­доб­ное за­клю­че­ние о поль­зе, толь­ко не оч­ков, а го­мео­па­тии, мне при­шлось про­честь в за­мет­ке сель­ской ма­туш­ки о ле­че­нии боль­ных кре­стьян. За­мет­ка эта по­ме­ще­на в № 11 "Вят­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стей" за 1900 г. Вот что там ска­за­но: "На­ча­ла я ле­чить кре­стьян дав­но, сна­ча­ла го­мео­па­ти­ей, но со­всем оста­ви­ла ее, по­то­му что, не­смот­ря на мое ста­ра­ние и са­мый тща­тель­ный вы­бор ле­карств, поль­зы от го­мео­па­тии ни­ко­гда не ви­да­ла". Со­вер­шен­но со­глас­но с за­клю­че­ни­ем мар­тыш­ки о поль­зе оч­ков по­сле все­воз­мож­ных спо­со­бов упо­треб­ле­ния их ею. Толь­ко от­зыв мар­тыш­ки по­пу­сту про­пал. Поль­за оч­ков не­со­мнен­на, не­со­мнен­на и поль­за го­мео­па­тии.

Так как ста­тья на­пи­са­на спе­ци­аль­но для све­де­ния сель­ских ма­ту­шек, где близ­ко нет ни док­то­ров, ни фельд­ше­ров, с це­лью убе­дить их, ма­ту­шек, взять­ся за ле­че­ние боль­ных кре­стьян, толь­ко не го­мео­па­ти­ей, а ал­ло­па­ти­ей, то и я взял­ся за пе­ро, что­бы по­со­ве­то­вать луч­ше от­дать пред­по­чте­ние го­мео­па­тии, чем ал­ло­па­тии. Вот по­че­му. Го­мео­па­ти­че­ская ап­теч­ка да­ет ле­кар­ства от всех бо­лез­ней, ал­ло­па­тия во мно­гих ле­кар­ствах от­ка­жет. Го­мео­па­ти­че­ские ле­кар­ства не име­ют вку­са и не про­тив­ны, как боль­шин­ство ал­ло­па­ти­че­ских. По­сле при­е­мов не­пра­виль­но дан­ных го­мео­па­ти­че­ских ле­карств не бы­ва­ет та­ко­го вре­да, как по­сле ал­ло­па­ти­че­ских. При уме­лом ле­че­нии поль­зы от го­мео­па­тии боль­ше, чем от ал­ло­па­тии. Успех ле­че­ния го­мео­па­ти­ей во мно­гом за­ви­сит от дель­но­го ру­ко­вод­ства. До­ро­гие ру­ко­вод­ства, как, на­при­мер, Руд­док (3 р.) и Ло­ри (6 руб.), по­дроб­но об­ри­су­ют бо­лезнь, ука­жут при ка­ких симп­то­мах ее бо­лее под­хо­дя­щи ле­кар­ства, как ча­сто упо­треб­лять их, ка­кая тре­бу­ет­ся ди­е­та и ка­кой ну­жен уход за боль­ным. При по­мо­щи вы­ше­озна­чен­ных ле­чеб­ни­ков оши­бить­ся в ди­а­гно­зе бо­лез­ни мож­но ре­же, чем при поль­зо­ва­нии ле­чеб­ни­ка­ми де­ше­вы­ми. Мо­жет быть, по­то­му ма­туш­ка и не ви­де­ла от го­мео­па­тии ни­ко­гда поль­зы, что поль­зо­ва­лась крат­ки­ми ле­чеб­ни­ка­ми. От­да­вая пред­по­чте­ние ал­ло­па­тии пред го­мео­па­ти­ей, ма­туш­ка не уме­ю­ще­му ле­чить со­ве­ту­ет при ле­че­нии боль­ных кре­стьян поль­зо­вать­ся ка­лен­да­ря­ми: "Во вне­зап­ных бо­лез­нях вы мо­же­те ока­зать по­мощь, спра­вив­шись толь­ко в ка­лен­да­ре". Ка­ки­ми ле­кар­ства­ми не­уме­лец дол­жен за­па­стись для сво­ей прак­ти­ки? — Хи­ной. "Ес­ли вы со­всем не уме­е­те ле­чить, то имей­те хо­тя бы хи­ну и да­вай­те ее от про­сту­ды и не­пре­мен­но сде­лай­те из­вест­ным, что вы ле­чи­те вся­кие бо­лез­ни, что­бы при­хо­жа­не мог­ли об­ра­щать­ся к вам за со­ве­та­ми во всех бо­лез­нях. Нуж­ды нет, что в боль­шин­стве слу­ча­ев вам при­дет­ся от­ка­зать им за не­име­ни­ем ле­карств, но бу­де­те иметь воз­мож­ность да­вать по­лез­ные со­ве­ты". Это не уме­ю­щие-то ле­чить!? Ум­ные ре­чи хо­ро­шо и слу­шать! По-мо­е­му, сле­пой сле­по­го по­ве­дет, оба в яму упа­дут.

Те­перь я рас­ска­жу, вслед­ствие че­го я сде­лал­ся по­сле­до­ва­те­лем го­мео­па­тии, и ка­кая поль­за от нее. Преж­де я на ос­но­ва­нии глум­ли­вых от­зы­вов о го­мео­па­тии не ве­рил в ее поль­зу, за что и ли­шил­ся по­чти всей сво­ей се­мьи, те­перь у ме­ня оста­лась толь­ко дочь. Я при­е­хал в се­ло в 1880 го­ду. Оно от­сто­ит от го­ро­да в 45 вер­стах, от док­то­ра и фельд­ше­ра на 21 вер­сту. Зна­чит, ли­шен был вся­кой не­мед­лен­ной ме­ди­цин­ской по­мо­щи. И вот на вто­ром го­ду по­ступ­ле­ния сво­е­го в се­ло и су­пру­же­ской жиз­ни я схо­ро­нил дочь, умер­шую от ро­дим­ца, че­рез три го­да по­сле до­че­ри умер­ла же­на от вос­па­ле­ния лег­ких, че­рез год по­сле же­ны умер­ла дочь от скар­ла­ти­ны, че­рез 8,5 ме­ся­цев умер­ла те­тя, че­рез 7 ме­ся­цев — ма­ма­ша. Всем этим близ­ким мо­е­му серд­цу хо­тя и бы­ла по­да­ва­е­ма ме­ди­цин­ская по­мощь, но бес­по­лез­ная. На­ко­нец, в тре­тий год по­сле смер­ти ма­ма­ши за­бо­ле­ла сест­ра, по­след­няя моя хо­зяй­ка в до­ме. Бо­лезнь — ча­хот­ка. Я опять к док­то­ру. Он, на­хо­дясь от ме­ня в 21 вер­сте, ез­дить ча­сто не мог. Я и не гне­вал­ся на это: не я один нуж­дал­ся в его по­мо­щи, на его по­пе­че­нии бы­ла боль­ни­ца, сле­до­ва­тель­но, не­спра­вед­ли­во тре­бо­вать от док­то­ра от­ка­зать в по­мо­щи де­сят­кам боль­ным и ле­чить мою сест­ру. Но в то­же вре­мя и жаль оста­вить без ле­карств уже един­ствен­ную и по­след­нюю хо­зяй­ку, то­гда я ре­шил­ся вы­пи­сать го­мео­па­ти­че­скую ап­теч­ку. Хо­тя ле­кар­ства мои и не мог­ли по­бе­дить ча­хот­ку, но це­лый год не да­ва­ли ей взять мою па­ци­ент­ку. Впро­чем, и до сих пор от раз­вив­шей­ся ча­хот­ки не най­де­но ле­карств.

По­лу­чил я из Пе­тер­бур­га ап­теч­ку в 80 ле­карств в кап­лях 14 мая 1890 го­да, с ней ру­ко­вод­ство к ле­че­нию бо­лез­ней по спо­со­бу го­мео­па­тии, со­став­лен­ную д-ром Руд­до­ком, по­том еще вы­пи­сал "До­маш­ний ле­чеб­ник" д-ра Со­ло­вье­ва и "До­маш­нюю го­мео­па­ти­че­скую ме­ди­ци­ну" д-ра Ло­ри. Про­чи­тал их со вни­ма­ни­ем, под­черк­нул ха­рак­тер­ные при­зна­ки бо­лез­ни и дей­ствия ле­карств. Как толь­ко при­хо­дит боль­ной, я спра­ши­ваю: что бо­лит? На ос­но­ва­нии от­ве­тов и ви­да боль­но­го, я де­лаю за­клю­че­ние о на­зва­нии бо­лез­ни. Справ­ля­юсь пре­иму­ще­ствен­но по ле­чеб­ни­ку Ло­ри и про­чи­ты­ваю о пред­по­ло­жен­ной мной бо­лез­ни для окон­ча­тель­но­го опре­де­ле­ния, ее ли при­зна­ки у боль­но­го. Убе­див­шись в пра­виль­но­сти опре­де­ле­ния бо­лез­ни, я опять чи­таю ха­рак­те­ри­сти­ку каж­до­го ле­кар­ства, ре­ко­мен­ду­е­мо­го д-ром Ло­ри. В за­труд­ни­тель­ных слу­ча­ях де­лаю кон­си­ли­ум: смот­рю, что ре­ко­мен­ду­ет Руд­док и что Со­ло­вьев; что бо­лее под­хо­дя­ще к боль­но­му, то и даю. Из не­сколь­ких под­хо­дя­щих вы­би­раю толь­ко два. При та­ком тща­тель­ном мо­ем от­но­ше­нии к де­лу боль­ные с пер­во­го же дня мо­е­го ле­че­ния убе­ди­лись в поль­зе го­мео­па­тии. Ни­сколь­ко не сму­ща­ют­ся, что ле­кар­ства, от­пус­ка­е­мые мной, име­ют вид и вкус во­ды. Даю для взрос­ло­го 5 ка­пель 1-го де­ле­ния на со­ро­ков­ку во­ды. Ни от ко­го не слы­хал, что­бы кто из боль­ных се­рьез­но ска­зал: "Что нас во­дой-то за день­ги пот­чу­ешь, ее у нас и до­ма мно­го, сколь­ко хо­чешь, столь и пей".

В ста­тье о ле­че­нии боль­ных ска­за­но ма­туш­кой: "Преж­де все­го, нуж­но на­учить­ся рас­по­зна­вать бо­лез­ни и от­ли­чать се­рьез­ные от лег­ких и ни­чуть не брать­ся за ле­че­ние пер­вых, а от­сы­лать к док­то­ру и по­со­ве­то­вать лечь в боль­ни­цу, ес­ли ве­лит док­тор".

А я так не от­ка­зы­ваю в ле­че­нии се­рьез­но боль­ным, ко­гда ме­ня об этом убе­ди­тель­но про­сят. "Ты бы об­ра­тил­ся к док­то­ру, — ска­жешь боль­но­му, — бо­лезнь се­рьез­ная; нуж­но про­сить­ся в боль­ни­цу, а ты едешь ко мне. Я ведь ле­че­нию не учил­ся, а ру­ко­вод­ству­юсь толь­ко ле­чеб­ни­ка­ми, а док­тор дол­го учил­ся и в его рас­по­ря­же­нии мно­же­ство ле­карств". — "Все так, ба­тюш­ка, да ехать-то в боль­ни­цу да­ле­ко, не от ко­го, да и не на ком, чуть к те­бе-то со­брал­ся, а ту­да уже не при­дет­ся съез­дить". Ужель от­ка­зать та­ко­му боль­но­му? От­ка­зать — зна­чит, ли­шить боль­но­го по­след­ней на­деж­ды на ра­зум­ное ле­че­ние и за­ста­вить его ле­чить­ся, кто чем ска­жет. По­сы­лать к док­то­ру — зна­чит, дать вре­мя уси­лить­ся бо­лез­ни. Ко­гда боль­ной со­бе­рет­ся и при­е­дет к док­то­ру, бо­лезнь до­стиг­нет той сте­пе­ни, ко­гда вся­кое ис­кус­ство и вни­ма­ние док­то­ра бу­дет бес­по­лез­но. Нет, чем по­сы­лать боль­но­го к док­то­ру, луч­ше по­вни­ма­тель­нее рас­спро­сить боль­но­го о бо­лез­ни, по­смот­реть в ле­чеб­ник и дать под­хо­дя­щее ле­кар­ство. Ко­неч­но, ес­ли в рас­по­ря­же­нии у не уме­ю­ще­го ле­чить име­ет­ся толь­ко хи­на, а ру­ко­вод­ством слу­жит ка­лен­дарь или дру­гие по­доб­ные ру­ко­вод­ства, то­му дей­стви­тель­но бес­по­лез­но в чу­жие са­ни са­дить­ся. Да к та­ко­му ле­ка­рю ед­ва ли кто и об­ра­тит­ся за со­ве­том: чем ехать за со­ве­том, так ра­зум­нее ехать пря­мо за ле­кар­ством.

От­сы­лать боль­ных к док­то­ру... да раз­ве боль­ные не зна­ют, к ко­му луч­ше об­ра­тить­ся? Бы­ва­ло, спро­сишь боль­но­го: "Ты ехал ми­мо боль­ни­цы, по­че­му же не за­ехал?" — "Ой, ба­тюш­ка, бы­ва­ли на­ши со­се­ди и не хва­лят, да­же не ве­ле­ли и за­ез­жать в боль­ни­цу: го­во­рят, что поль­зы ни­ка­кой нет от боль­нич­ных ле­карств, а от тво­их, слыш­но, бы­ва­ет". Я ле­чу го­мео­па­ти­ей и му­жик слы­шал, что от этих ле­карств поль­за бы­ва­ет, а ма­туш­ка пи­шет, что поль­зы от го­мео­па­тии ни­ко­гда не ви­да­ла. Ко­му ве­рить? В до­ка­за­тель­ство прав­ды му­жи­ка я при­ве­ду фак­ты из сво­ей де­ся­ти­лет­ней прак­ти­ки.

14 мая 1890 го­да, в день по­лу­че­ния мною ап­теч­ки, моя при­слу­га, жен­щи­на, узнав о при­слан­ных ле­кар­ствах, за­яви­ла мне о сво­ем силь­ном и про­дол­жи­тель­ном ма­точ­ном кро­во­те­че­нии — ре­гу­лах. Я ей дал 5 ка­пель са­би­ны 2-го де­ле­ния на со­ро­ков­ку во­ды и ве­лел при­ни­мать 4 ра­за в день по сто­ло­вой лож­ке. Ве­че­ром 15-го чис­ла кро­во­те­че­ние оста­но­ви­лось, и бо­лезнь в та­ком ви­де бо­лее не по­вто­ря­лась.

14 сен­тяб­ря то­го же го­да един­ствен­ный сын, се­мья­нин, бо­га­то­го кре­стья­ни­на Сте­фа­на Кра­е­ва, Гри­го­рий, за­бо­лел ти­фом. Врач осмот­рел и дал ле­кар­ства. А так как док­тор жил за 20 верст от боль­но­го, не мог ча­сто сле­дить за хо­дом бо­лез­ни, то по­ру­чил даль­ней­шее ле­че­ние фельд­ше­ру, поль­зу­ю­ще­му­ся до­ве­ри­ем окрест­ных жи­те­лей. Фельд­шер по­сле не­сколь­ких ви­зи­тов ска­зал зна­ко­мым боль­но­го: ме­ди­ци­на бес­силь­на, нуж­но го­то­вить дос­ки. Же­на боль­но­го, узнав о без­на­деж­ном по­ло­же­нии сво­е­го му­жа, об­ра­ти­лась ко мне. Об­ли­ва­ясь сле­за­ми, ед­ва мог­ла рас­ска­зать свое го­ре и при­зна­ки бо­лез­ни му­жа. Я толь­ко еще на­чи­нал ле­чить. По­это­му, опа­са­ясь за свою не­опыт­ность, на­чал от­ка­зы­вать в по­да­чи по­мо­щи, чем еще бо­лее уси­лил го­ре пла­чу­щей. Сле­зы тро­ну­ли ме­ня, я дал бри­о­нию и рус. Дня че­рез три за мной по­сла­ли ло­шадь по­смот­реть боль­но­го. Я не от­ка­зал­ся, съез­дил и убе­дил­ся в пра­виль­но­сти ди­а­гно­за, дал бел­ла­дон­ну и ар­се­ник. Боль­ной вско­ре на­чал по­прав­лять­ся и те­перь на уте­ше­ние и ра­дость се­мьи здрав­ству­ет, жи­вет в де­рев­не Кра­ев­ской Ер­нур­ской во­ло­сти.

Од­на­жды, во вре­мя при­е­ма мною боль­ных, при­хо­дит ста­рик, не­зна­ко­мый мне. По­мо­лясь Бо­гу, бух мне в но­ги! "Что это зна­чит?" — "Ой, ба­тюш­ка, ес­ли бы не ты, не знаю, что со мной слу­чи­лось бы. Пом­нишь, мой зять, твой при­хо­жа­нин Ни­ко­лай Ва­ви­лов, но­чью при­ез­жал к те­бе за ле­кар­ством для ме­ня; ты, спа­си­бо, дал, и я свет уви­дел". Де­ло в том, что этот ста­рик Ма­ло­щег­лов­ской во­ло­сти, де­рев­ни Цер­ко­вян, за­бо­лел ко­ли­кой, об­ра­тил­ся в боль­ни­цу, да­ли ле­кар­ства. Боль­ной по­сле пер­во­го при­е­ма по­чув­ство­вал силь­ней­шую резь в жи­во­те и вы­па­де­ние пря­мой киш­ки. Со­гнул­ся ста­рик вдвое и за­хо­дил по из­бе: "Гос­по­ди, по­ми­луй ме­ня, вид­но смер­тонь­ка при­шла!" Зять, ви­дя де­ло не­лад­но, за­пряг ло­шадь и марш ко мне за 13 верст, а боль­ни­ца от них в 6 вер­стах. Рас­ска­зал кое-как бо­лезнь, я дал нукс во­ми­ку и бо­лезнь про­шла бла­го­по­луч­но.

1897 го­да 1 фев­ра­ля к мо­им во­ро­там под­ка­ти­ла по­воз­ка, вы­лез из нее тол­стый не­зна­ко­мый мне че­ло­век, сма­хи­ва­ю­щий на куп­ца. Я встре­тил его. Он ре­ко­мен­ду­ет­ся: яран­ский ку­пец Сте­фан Ро­ди­гин. "Что за­ста­ви­ло вас при­е­хать в на­ше за­хо­лу­стье?" — "Да я про­слы­шал, что вы за­ни­ма­е­тесь ле­че­ни­ем, так я к вам с по­кор­ней­шей прось­бой". — "Что вы? Из го­ро­да, от трех док­то­ров, да ко мне!" — "Не толь­ко от яран­ских док­то­ров; я был уже в Ка­за­ни, в кли­ни­ке, а те­перь к вам". — "В та­ком слу­чае я стра­шусь и по­ду­мать, что­бы мог быть вам чем-ли­бо по­ле­зен". — "Де­ло вот в чем. Мой сын Ми­ха­ил по­ме­шал­ся умом, а при­чи­на не­из­вест­на. Преж­де был мо­ло­дец-мо­лод­цом, а те­перь ищет уеди­не­ния, мол­ча­лив, за­дум­чив и не тер­пит ни­ка­ких во­про­сов, как буд­то бо­ит­ся лю­дей; преж­де тор­го­вал, а те­перь и в лав­ку не за­гля­нет. В кли­ни­ке док­тор осмат­ри­вал его и ска­зал, что моз­го­вая обо­лоч­ка срос­лась с че­ре­пом; нуж­на опас­ная опе­ра­ция. Я не со­гла­сил­ся на опе­ра­цию и по­вез сы­на до­мой. До­ма мне один зна­ко­мый кре­стья­нин Ма­ло­щег­лов­ской во­ло­сти, де­рев­ни Ку­ку­шон­ской Еф­рем по­ре­ко­мен­до­вал об­ра­тить­ся к вам. Он ска­зы­вал, что вы его же­ну вы­ле­чи­ли то­же от су­ма­сше­ствия". — "Пом­ню тот слу­чай. Толь­ко там при­чи­ной бо­лез­ни был ис­пуг. Я от ис­пу­га и ле­чил. А при­чи­ны бо­лез­ни ва­ше­го сы­на я не знаю, по­это­му опа­са­юсь за успех ле­че­ние. Ес­ли прав­да, что моз­го­вая обо­лоч­ка при­рос­ла к че­ре­пу и, по мне­нию док­то­ра, нуж­на опе­ра­ция, то мои ле­кар­ства ед­ва ли по­мо­гут". — "По­мо­гут или не по­мо­гут ле­кар­ства, но ра­ди Бо­га, дай­те че­го-ни­будь, я за ле­кар­ства и труд за­пла­чу". — "Ес­ли вы ре­ши­лись при­е­хать ко мне, не по­жа­лев рас­хо­дов на про­го­ны, я дам вам ле­карств, толь­ко не се­туй­те, ес­ли ле­кар­ства ока­жут­ся бес­силь­ны­ми за­ме­нить опе­ра­цию". — "Сде­лай­те одол­же­ние! Я знаю: и для ме­ди­ци­ны есть не­воз­мож­ное". — "Вот еще за­труд­не­ние. Вы жи­ве­те от ме­ня за 45 верст; ес­ли за­ме­ти­те ка­кое-ли­бо дей­ствие ле­карств, то как бу­де­те со­об­щать об этом?" — "Это пу­стя­ки! Бы­ла бы поль­за, а о про­го­нах не по­сто­им". Я дал два ле­кар­ства: ау­рум и ако­нит. 10 фев­ра­ля смот­рю — опять та же по­воз­ка сто­ит у крыль­ца. Вы­хо­дит брат боль­но­го, го­во­рит, что брат чув­ству­ет се­бя луч­ше, по­это­му еще дай­те ле­кар­ства. Я дал. 18 мар­та при­сла­ли при­каз­чи­ка, боль­ной сам на­пи­сал мне за­пис­ку, в ко­то­рой из­ве­щал о сво­ем по­прав­ле­нии здо­ро­вья, на­ме­ре­нии ис­по­ве­дать­ся и при­об­щить­ся Свя­тых тайн; про­сил, ес­ли мож­но, при­е­хать к не­му, про­го­ны впе­ред и об­рат­но бу­дут го­то­вые. Я этой прось­бы, при всем мо­ем же­ла­нии по­ви­дать боль­но­го, не мог ис­пол­нить. Я дол­го хра­нил эту за­пис­ку, как три­ум­фаль­ный знак тор­же­ства го­мео­па­тии над ал­ло­па­ти­ей. Те­перь этой за­пис­ки не мог най­ти. 8-го ап­ре­ля в по­след­ний раз был при­каз­чик и ска­зал: боль­ной по­чти здо­ров, ве­сел, го­вор­лив, об­щи­те­лен, в мае со­би­ра­ет­ся в Ка­зань для раз­вле­че­ния, жа­лу­ет­ся еще не­мно­го на го­лов­ную боль. Я опять дал ле­кар­ства. В мае мой па­ци­ент дей­стви­тель­но ез­дил в Ка­зань, сколь­ко-то еще там по­ле­чил­ся и те­перь со­вер­шен­но здо­ров.

Не­дав­но мой при­хо­жа­нин де­рев­ни Нор­ки Ми­рон Же­лон­кин за­бо­лел вос­па­ле­ни­ем лег­ких, при­е­ха­ли за мной для на­пут­ство­ва­ния боль­но­го. Ис­пол­нив свой долг, по прось­бе род­ных я осмот­рел боль­но­го, и по­со­ве­то­вал ему ехать в боль­ни­цу, лечь на кой­ку, так как бо­лезнь се­рьез­ная: "Там для те­бя и ле­кар­ства да­ро­вые, и уход, и пи­ща луч­ше, а глав­ное — бу­дешь под по­сто­ян­ным на­блю­де­ни­ем док­то­ра". — "Не ска­зы­вай­те, ба­тюш­ка, хо­ро­ша боль­ни­ца, да не для на­ше­го бра­та му­жи­ка; знаю, как там уха­жи­ва­ют за на­шим бра­том, осо­бен­но в на­шей боль­ни­це... Не по­еду в боль­ни­цу, что Бог даст, а бу­ду ле­чить­ся до­ма; ты дай, ка­ких зна­ешь, ле­карств. Ес­ли умру, так умру до­ма, в кру­гу сво­их род­ных". Я дал бри­о­нию, а для вти­ра­ния на­ша­тыр­ный спирт. Боль­ной по­пра­вил­ся.

Ны­не 25 сен­тяб­ря ко мне при­хо­дит ста­руш­ка Ма­ло­щег­лов­ской во­ло­сти, де­рев­ни Кур­ба­тор­ской Со­зы и про­сит убе­ди­тель­но по­ско­рее дать ей ле­карств для сы­на. "Да от вас не­да­ле­ко боль­ни­ца, что же ты ту­да не об­ра­ти­лась?" — "Бы­ла, ба­тюш­ка, бы­ла вме­сте да­же с сы­ном. Док­тор осмот­рел и ска­зал: нуж­но сде­лать опе­ра­цию. Я и сын ис­пу­га­лись. Нель­зя ли, ба­рин, без опе­ра­ции по­ле­чить? Нет, нель­зя, боль­ной дол­жен уме­реть. Оста­ви­ла на час сы­на в боль­ни­це, а са­ма по­бе­жа­ла по­со­ве­то­вать­ся со сво­им ба­тюш­кой о. Пет­ром Боб­ров­ским. Он ска­зал: ес­ли нуж­на опе­ра­ция, так по­ез­жай в Яранск, там опыт­нее вра­чи, зря не сде­ла­ют, ведь трое луч­ше од­но­го Что де­лать? По­ду­ма­ли, по­ду­ма­ли с сы­ном, за 11 верст чуть съез­ди­ли, а до го­ро­да на­до еще 27 верст ехать. Без со­гла­сия на опе­ра­цию наш док­тор не при­нял в боль­ни­цу: го­во­рит, не­че­го ле­чить то­го, кто не­из­ле­чим и ко­му гро­зит смерть. От­да­лись в во­лю Бо­жью и по­еха­ли до­мой. Ты чем не по­со­бишь ли?" — "Да что у не­го бо­лит?" — "Бо­лит ни­же пу­па (ука­зав на ме­сто мо­че­во­го пу­зы­ря), по­ше­ве­лить не да­ет и трях­нуть­ся нель­зя, на­дво­рья нет, все­го сре­за­ло". Я при­нял эту бо­лезнь за вос­па­ле­ние мо­че­во­го пу­зы­ря, от этой бо­лез­ни и дал ле­кар­ства. Дня че­рез три при­ез­жа­ет брат боль­но­го, го­во­рит: боль­но­му не луч­ше, дай дру­го­го ле­кар­ства. Я опять на­чал рас­спра­ши­вать о бо­лез­ни и ока­за­лось, что не пу­зырь бо­лит, а бо­лит в нис­хо­дя­щей киш­ке. Дал ка­сто­ро­во­го мас­ла сто­ло­вую лож­ку и нукс во­ми­ку. 9 ок­тяб­ря при­е­хал этот па­рень по­чти со­всем здо­ро­вым, толь­ко еще чув­ство­вал сла­бость. Та­ким об­ра­зом, де­ло обо­шлось без опе­ра­ции и смер­ти.

Из при­ве­ден­ных фак­тов мож­но ви­деть, есть ли поль­за от го­мео­па­тии. А по-мо­е­му, при пра­виль­ном опре­де­ле­нии бо­лез­ни го­мео­па­тия по­лез­нее ал­ло­па­тии. По­том го­мео­па­ти­че­ским спо­со­бом ле­че­ние мо­гут без­опас­но за­ни­мать­ся все лю­би­те­ли это­го де­ла, а ал­ло­па­ти­ей мо­гут ле­чить толь­ко па­тен­то­ван­ные вра­чи. По­след­них же у нас еще так ма­ло, что боль­шин­ство боль­ных за не­воз­мож­но­стью поль­зо­вать­ся вра­чеб­ной по­мо­щью при­нуж­де­но ле­чить­ся кто чем ска­жет. От это­го бы­ва­ет мно­же­ство не­сча­стий. Вот ка­кие бы­ли слу­чаи. Од­на ро­диль­ни­ца мо­ло­душ­ка, от бо­ли в жи­во­те по­сле ро­дов по чье­му-то со­ве­ту на­пи­лась по­ро­хо­во­го на­стою и к ве­че­ру боль утих­ла — боль­ная умер­ла. Че­ре­ми­син в боль­ной глаз пу­стил яри и ослеп. Мно­гие от раз­ных не­ду­гов пьют свою или дет­скую мо­чу. Вот для пре­ду­пре­жде­ния та­ких пе­чаль­ных слу­ча­ев и по­га­ных ле­карств ба­тюш­кам или ма­туш­кам я бы со­ве­то­вал при­об­ре­сти го­мео­па­ти­че­скую ап­теч­ку с ле­чеб­ни­ка­ми Ло­ри или Руд­до­ка. Ве­ро­ят­но, мно­гие бы не по­жа­ле­ли де­нег на этот пред­мет, ес­ли бы бы­ли убеж­де­ны в поль­зе го­мео­па­тии. В том на­ше го­ре: не ис­пы­тав си­лы это­го ле­че­ния, а толь­ко на ос­но­ва­нии глум­ле­ния ал­ло­па­тов над го­мео­па­ти­ей, ду­ма­ют, что глум­ле­ние ос­но­ва­тель­но, го­мео­па­тия — об­ман, шар­ла­тан­ство. Ес­ли го­мео­па­тия об­ман, то уже­ли это­му ста­ли бы по­кро­ви­тель­ство­вать лю­ди, сто­я­щие по ум­ствен­но­му раз­ви­тию да­ле­ко вы­ше нас. Взгля­ни­те в спи­сок по­чет­ных чле­нов об­ществ по­сле­до­ва­те­лей го­мео­па­тии. Ко­го тут нет?! И кня­зья, и гра­фы, и дей­стви­тель­ные тай­ные со­вет­ни­ки, ба­ро­ны, про­то­и­е­реи, про­фес­со­ра, куп­цы. В 1887 го­ду по Вы­со­чай­ше­му по­ве­ле­нию бы­ло да­но по­со­бие в 500 руб. на устрой­ство боль­ни­цы в па­мять в бо­зе по­чив­ше­го им­пе­ра­то­ра Алек­сандра II. Сверх озна­чен­ной Вы­со­чай­шей ми­ло­сти СПб Об­ще­ство по­сле­до­ва­те­лей го­мео­па­тии име­ло сча­стье по­лу­чить в 1889 го­ду от на­ше­го воз­люб­лен­но­го мо­нар­ха еще дру­гой знак Вы­со­чай­ше­го к не­му бла­го­во­ле­ния — го­су­дарь-им­пе­ра­тор по­ве­лел от­пу­стить Об­ще­ству в ви­дах по­ощ­ре­ния его че­ло­ве­ко­лю­би­вой де­я­тель­но­сти 500 руб. из средств Го­су­дар­ствен­но­го каз­на­чей­ства ("Ис­то­ри­че­ская за­пис­ка о воз­ник­но­ве­нии и де­я­тель­но­сти Об­ще­ства по­сле­до­ва­те­лей го­мео­па­тии", стр. 37). Итак, го­мео­па­тия не об­ман, она есть ве­ли­чай­шее бла­го­де­я­ние, от­кры­тое Га­не­ма­ном для спа­се­ния ро­да че­ло­ве­че­ско­го от преж­де­вре­мен­ной смер­ти. С пер­вых же опы­тов ле­че­ния я стал убеж­дать­ся в поль­зе го­мео­па­тии. Мно­гое мно­же­ство пе­ре­бы­ва­ло у ме­ня боль­ных вос­па­ле­ни­ем лег­ких, скар­ла­ти­ной, ро­дим­цем и бла­го­да­ря го­мео­па­тии в боль­шин­стве слу­ча­ев вы­здо­рав­ли­ва­ли. Умер­ших от этих бо­лез­ней при ле­че­нии го­мео­па­ти­ей ед­ва ли на­счи­та­ет­ся бо­лее пя­ти про­цен­тов. Так что оче­вид­ный успех ле­че­ния го­мео­па­ти­ей тех бо­лез­ней, от ко­то­рых умер­ли мои род­ные, ча­сто бе­ре­дит мою ра­ну. Зай­мись я рань­ше го­мео­па­ти­ей, не дал бы та­кой вла­сти смер­ти! Смерть мо­их род­ных я счи­таю на­ка­за­ни­ем Бо­жьим за не­до­ве­рие к го­мео­па­тии. Как толь­ко при­во­зят ко мне боль­но­го вос­па­ле­ни­ем лег­ких, я тот­час боль­ное ме­сто на­ма­зы­ваю йо­дом, или же на­ти­раю на­ша­тыр­ным спир­том, внутрь даю ако­нит и бри­о­нию и боль­ной на­чи­на­ет по­прав­лять­ся. Как не мо­жет свет укрыть­ся во тьме, так поль­за го­мео­па­тии от вни­ма­ния боль­ных. По­это­му ко мне каж­дый Бо­жий день боль­ные едут и идут, не толь­ко свои при­хо­жа­не, но и из окрест­ных сел за 30, 40 и 50 верст. Вот сколь­ко зна­чит­ся в мо­ей скорб­ной кни­ге быв­ших па­ци­ен­тов за каж­дый год де­ся­ти­ле­тия: в пер­вый год 1035, во 2 — 1234, 3 — 1061, 4 — 900, 5 — 1161, 6 — 1743, 7 — 1808, 8 — 1590, 9 — 1925, 10 — 1753.

До­ро­го яич­ко к Хри­сто­ву дню, до­ро­го ле­кар­ство во­вре­мя. А то как у ме­ня бы­ло! Же­на за­хво­ра­ла без ме­ня. Я при­е­хал но­чью в пер­вый день ее бо­лез­ни. Чем боль­на и чем ле­чить — не знаю. Утром по­сы­лаю при­гла­си­тель­ную за­пис­ку к док­то­ру, по­лу­чаю от­вет — ло­ша­дей нет, док­тор при­е­хал на 3-й день бо­лез­ни мо­ей же­ны, а ле­кар­ства по­лу­чи­лись на 4-й день. В это вре­мя бо­лезнь успе­ла бес­пре­пят­ствен­но раз­вить­ся и уси­лить­ся на­столь­ко, что ме­ди­ци­на ока­за­лась по­том бес­силь­ной. Что ис­пы­тал я, то же мо­жет слу­чить­ся и со вся­ким свя­щен­ни­ком, жи­ву­щим в за­хо­лу­стье. Не же­лая и та­та­ри­ну та­ко­го не­сча­стья, я убе­ди­тель­ней­ше про­шу за­нять­ся го­мео­па­ти­ей. Это за­ня­тие сколь­ко нуж­но для сво­ей се­мьи, для сво­е­го сча­стья, столь­ко же и для при­хо­жан. При­хо­жа­не нас на­зы­ва­ют ба­тюш­ка­ми. Зна­чит, мы долж­ны иметь ро­ди­тель­ское рас­по­ло­же­ние к сво­им ду­хов­ным де­тям. К ко­му преж­де все­го кре­стья­нин идет спро­сить, чем ле­чить боль­но­го чле­на се­мьи, как не к ба­тюш­ке? Кто по­чти все­гда пер­вым бы­ва­ет у по­сте­ли боль­но­го? Ба­тюш­ка. Ко­му при­хо­дит­ся слы­шать не­утеш­ный плач се­мьи над по­чив­шим? Ба­тюш­ке. Ко­му все­гда вид­ны ре­зуль­та­ты смер­ти глав­ных кор­миль­цев се­мьи? Ба­тюш­ке. На­хо­дясь в та­ком ис­клю­чи­тель­ном по­ло­же­нии к сво­им при­хо­жа­нам, свя­щен­ник обя­за­тель­но дол­жен при­нять все ме­ры к ока­за­нию по­мо­щи се­мье, что­бы не быть пас­сив­ным зри­те­лем и слы­ша­те­лем го­ря и слез. Тя­же­ло бы­ва­ет серд­цу ба­тюш­ки слы­шать сто­ны, ви­деть сле­зы, со­зна­вать воз­мож­ность пе­ре­ме­нить эту пе­чаль на ра­дость по­да­чей свое­вре­мен­ной по­мо­щи и не осу­ще­ствить ее на де­ле! Ска­зать од­но: рад бы по­мочь, да не знаю, как и чем, об­ра­тись к док­то­ру — не­ве­ли­ко уте­ше­ние! На­про­тив, сколь­ко ра­до­сти бы­ва­ет у род­ных, па­ци­ен­та и ба­тюш­ки, ко­гда ска­жут: дай те­бе Гос­по­ди, доб­ро­го здо­ро­вья на мно­гие ле­та, ба­тюш­ка! Ведь от тво­их ле­карств по­пра­вил­ся наш боль­ной, а уж во­все мы не ча­я­ли ему ожить. Это уме­ние ба­тюш­ки во­вре­мя по­дать по­мощь боль­но­му так срод­нит его с при­хо­дом, что не­мыс­ли­мо без бо­ли серд­ца разо­рвать род­ство. Бу­дут ли при­хо­жа­не са­ми не­иму­щи­ми, а ба­тюш­ку обо­га­тят; от серд­ца они бу­дут де­лить­ся по­след­ним. Ес­ли умрет их ба­тюш­ка, то его имя за­пи­шут в свои си­но­ди­ки и бу­дут мо­лить­ся за упо­кой ду­ши его. Ка­кой на­гра­ды по­же­ла­е­те от при­хо­жан сво­их луч­ше, цен­нее мо­лит­вы?! Не­ко­то­рые со­бра­тья не прочь бы за­нять­ся ле­че­ни­ем, да средств, го­во­рят, нет. Нет средств — зай­ми­те, ап­теч­ка ско­ро оку­пит­ся и да­же даст ма­лу то­ли­ку за хло­по­ты. Я, на­при­мер, бе­ру по пя­та­ку за ле­кар­ство, по­чти каж­до­му при­хо­дит­ся дать два ле­кар­ства для уси­ле­ния или за­ме­ны од­но­го дру­гим. Ино­гда по не­опре­де­лен­но­сти бо­лез­ни не зна­ешь, ка­кое ле­кар­ство бо­лее под­хо­дя­щее. Дать ес­ли од­но ле­кар­ство, а оно не ока­жет ожи­да­е­мой поль­зы, то­гда па­ци­ен­ту при­дет­ся опять за не­сколь­ко верст ид­ти или ехать; это при­бы­тие не пя­та­ка сто­ит, по­это­му ра­зум­нее сра­зу дать два ле­кар­ства. Да и в ле­чеб­ни­ке Ло­ри есть та­кие со­ве­ты: в на­ча­ле бо­лез­ни по­дать та­кое-то ле­кар­ство, а по­том дру­гое. Этой пла­ты мне до­ста­ет на по­пол­не­ние ап­теч­ки, вы­пис­ку жур­на­ла "Врач-го­мео­пат" и за тру­ды оста­ет­ся в год руб­лей сто, ино­гда и с лиш­ком. А сто руб­лей для свя­щен­ни­ка со­став­ля­ет зна­чи­тель­ную при­бав­ку к бюд­же­ту до­маш­не­го рас­хо­да. Не­ко­то­рые го­мео­па­ты до­ро­же це­нят свой труд, но я на­хо­жу уста­нов­лен­ную пла­ту впол­не до­ста­точ­ной. Ес­ли мои ле­кар­ства, вслед­ствие не­пра­виль­но опре­де­лен­ной мной бо­лез­ни, не ока­жут поль­зы, то па­ци­ент не бу­дет на ме­ня силь­но до­са­до­вать: "День­ги-то умел взять, а здо­ро­вья-то не умел дать".

Не­до­ро­гая пла­та и весь­ма за­мет­ная всем поль­за от ле­карств по­слу­жи­ли луч­ше вся­ких крас­но­ре­чи­вых ре­клам для рас­про­стра­не­ния из­ве­стия о мо­ем ле­че­нии. Те­перь мно­гие мое ле­че­ние пред­по­чи­та­ют док­тор­ско­му. Док­тор и на пу­ти жи­вет, а едут ми­мо не­го ко мне. Ска­жут: на­род глуп, по­то­му и едут не к уче­но­му спе­ци­а­ли­сту, а к не­уче­но­му са­мо­уч­ке. Сколь­ко ни глуп на­род, а от­ли­чить поль­зу от вре­да все же мо­жет. Ча­сто они, кре­стья­не, со­зна­ют­ся, что ле­чи­ли тем-дру­гим, бра­ли и из боль­ни­цы, да не по­мо­га­ет. Зна­чит, они мо­гут от­ли­чать и за­ме­чать, ка­кие ле­кар­ства по­мо­га­ют, ка­кие — нет.

Го­во­рят, что поль­за го­мео­па­ти­че­ских ле­карств есть ре­зуль­тат ве­ры в них. А об­ра­ща­ют­ся ли к док­то­ру без до­ве­рия к его ав­то­ри­те­ту и ле­кар­ствам? Ко­неч­но, нет; кто не ве­рит ме­ди­цин­ским зна­ни­ям вра­ча, тот к не­му и не об­ра­тит­ся ни­ко­гда. По­че­му же ве­ра ока­зы­ва­ет­ся бес­силь­ной воз­бу­дить в ал­ло­па­ти­че­ских ле­кар­ствах ожи­да­е­мые дей­ствия, а в го­мео­па­ти­че­ских ле­кар­ствах, от­пус­ка­е­мых са­мо­уч­кой, воз­буж­да­ет? Там осмат­ри­ва­ет боль­но­го и на­зна­ча­ет ле­кар­ства врач, уче­ник луч­ших док­то­ров, а здесь свя­щен­ник, во­все не изу­чав­ший ме­ди­ци­ну. Один да­ет ле­кар­ства и по вку­су, и по ви­ду, и по за­па­ху от­лич­ные от во­ды, а дру­гой всем и от всех бо­лез­ней да­ет ле­кар­ства, не­от­ли­чи­мые от во­ды. Чем убеж­да­ет­ся боль­ной, что он при­ни­ма­ет лож­ка­ми не во­ду, а ле­кар­ство? Си­лой дей­ствия его на бо­лез­ни!

Ма­туш­ка в сво­ей за­пис­ке го­во­рит: нуж­но ста­рать­ся рас­се­ять предубеж­де­ние кре­стьян, что лечь в боль­ни­цу зна­чит уме­реть, и до­ка­зать поль­зу боль­ниц. По­че­му же мы долж­ны, а не боль­ни­ца, рас­се­и­вать страх и все­лять до­ве­рие и стрем­ле­ние к ней кре­стьян? Ес­ли боль­ни­ца нуж­да­ет­ся в ре­ко­мен­да­ции о се­бе по­сто­рон­них лиц, зна­чит, хо­ро­ша она! Мы, не ле­жав­шие в боль­ни­це, бу­дем на ос­но­ва­нии пред­по­ло­же­ний или слу­хов о хо­ро­ших док­то­рах и боль­ни­цах хва­лить каж­до­го док­то­ра и боль­ни­цу, не услы­шим ли от ле­жав­ших уже в боль­ни­це: что хва­ли­те мне то, че­го са­ми не зна­е­те? Она, мо­жет быть, хо­ро­ша где-то и для ко­го-то, толь­ко не на­ша и не для нас, му­жи­ков. И боль­ной ска­жет прав­ду. Есть боль­ни­цы, в ко­то­рые за сча­стье боль­ные счи­та­ют лечь, есть и та­кие, ко­то­рых бо­ят­ся и ду­ма­ют: лечь в боль­ни­цу — зна­чит уме­реть. Все за­ви­сит от док­то­ра, т.е. от зна­ния им де­ла, при­ле­жа­ния и при­е­мов об­ра­ще­ния. Плох, груб и ле­нив док­тор — боль­ни­ца его страш­на и пу­ста; хо­рош — и боль­ни­ца пол­ным-пол­на. А что ска­же­те о боль­ни­це, где вот как док­тор ле­чит. Од­на­жды, это бы­ло Ве­ли­ким по­стом, за­бо­ле­ли зу­бы у дья­ко­на. Нуж­но бы­ло слу­жить, идет в храм, но боль во вре­мя служ­бы до то­го уси­ли­лась, что боль­ной при­нуж­ден был по­про­сить доз­во­ле­ния у свя­щен­ни­ка раз­об­ла­чить­ся и ид­ти в боль­ни­цу. Свя­щен­ник доз­во­лил. Диа­кон идет и усерд­ней­ше про­сит док­то­ра вы­рвать боль­ной зуб. Док­тор, как спе­ци­а­лист сво­е­го де­ла, осмот­рел зу­бы боль­но­го и ска­зал: у вас на­до вы­рвать не один зуб, а во­семь, так как они все пу­стые. Диа­кон го­во­рит: хо­тя зу­бы пу­стые, да те­перь не бо­лят, а бо­лит один, его и вы­рви­те. Док­тор од­но го­во­рит: нуж­но вы­рвать все во­семь, но вы­ры­вать во­семь зу­бов та­кой пло­хой ма­шин­кой, ка­кой я поль­зу­юсь, при­чи­нит вам ужас­ную боль, по­это­му по­тер­пи­те до по­лу­че­ния луч­шей ма­шин­ки. Наш диа­кон от бе­ды та­кой

Схва­тя в охап­ку
Ку­шак и шап­ку,
Ско­рей без па­мя­ти до­мой,
И с той по­ры в боль­ни­цу ни но­гой.

В ту же боль­ни­цу при­шел зем­ский на­род­ный учи­тель и про­сил вы­рвать боль­ной зуб; ему врач по­со­ве­то­вал вы­дер­нуть то­гда, ко­гда пре­кра­тит­ся зуб­ная боль.

Вот ка­кая боль­ни­ца и ка­кой врач дей­стви­тель­но нуж­да­ют­ся в ре­ко­мен­да­ции по­сто­рон­них, ни­ко­гда к ним не об­ра­щав­ших­ся лиц. Про эту боль­ни­цу мож­но ска­зать, что она име­ет для боль­ных та­кое же зна­че­ние, ка­кое име­ла не­ко­гда иеру­са­лим­ская Вифез­да.

Окан­чи­вая свою за­мет­ку, ма­туш­ка пи­шет: "Об­сто­я­тель­ства за­став­ля­ют быть ино­гда и ве­те­ри­на­ром. При­бе­гут вдруг рас­стро­ен­ные, в сле­зах и про­сят по­мочь: за­бо­ле­ла ко­ро­ва, ло­шадь или же­ре­бе­нок. К сло­ву ска­зать, за­бо­ле­ва­ние ско­та при­во­дит кре­стьян, ка­жет­ся, в боль­шее от­ча­я­ние, чем за­бо­ле­ва­ние ко­го-ли­бо из близ­ких род­ных. По­ду­ма­ешь-по­ду­ма­ешь и дашь, что име­ешь под ру­кой, хоть сколь­ко-ни­будь под­хо­дя­щее, или по­со­ве­ту­ешь что-ни­будь, все рав­но по­мо­щи ждать не­от­ку­да". Со­вер­шен­но вер­но! Впро­чем, вер­но толь­ко для вра­гов го­мео­па­тии, а для по­сле­до­ва­те­лей она и здесь со­слу­жит cлуж­бу.

Го­во­рят: в го­ре да в нуж­де дру­зья узна­ют­ся, вот при этом-то го­ре — за­бо­ле­ва­нии ско­та, свя­щен­ник, по­сле­до­ва­тель го­мео­па­тии, за­пас­ший­ся ап­теч­кой, и явит­ся дру­гом кре­стьян. Я ма­ло этой ве­те­ри­на­ри­ей за­ни­ма­юсь, но в кри­ти­че­ские ми­ну­ты не от­ка­зы­ваю в по­мо­щи. Боль­ше все­го про­сят ле­карств для ко­ров, по­сле оте­лу у ко­то­рых не вы­шло ме­сто. Ча­сто ждут это­го по­сле­да це­лую не­де­лю, тол­ку нет. Ко­ро­ва кор­чит­ся, де­ла­ет уси­лие очи­стить­ся, но все на­прас­но. В этом слу­чае го­мео­па­тия чу­до­твор­на: дашь пуль­са­тил­лы де­сять ка­пель 1-го де­ле­ния на ста­кан во­ды, на­зна­чишь да­вать по сто­ло­вой лож­ке на кус­ке хле­ба 4 ра­за в день, смот­ришь ко­ро­ва по­сле двух-трех при­е­мов по­пра­вит­ся; от по­но­са ко­ро­вам и ло­ша­дям даю ар­се­ни­кум, от ко­ли­ки — нукс во­ми­ку, от по­те­ри мо­ло­ка у ко­ров — бел­ла­дон­ну, ха­мо­мил­лу или дуль­ка­ма­ру, от мо­че­кро­вия — ипе­ка­ку­а­ну, от вер­ту­ги ов­цам — бел­ла­дон­ну. Не­дав­но, ны­неш­ней осе­нью, кре­стьян­ка вы­ска­за­ла свое го­ре: ов­цы на­чи­на­ют хво­рать, две уже про­па­ли, од­на на пла­сту ле­жит. Фельд­шер ве­те­ри­нар­ный ска­зал, что бо­лезнь эта не­из­ле­чи­мая, ов­ца долж­на про­пасть. "Да что же с ней де­ла­ет­ся?" — "Со­ско­чит, за­вер­тит­ся, за­вер­тит­ся и упа­дет". — "Вот что, го­лу­буш­ка, ты при­ди ко мне, я дам ле­кар­ства сна­ча­ла без де­нег, а как бу­дет поль­за, во вто­рой раз возь­му с те­бя пя­так. У ме­ня уже был слу­чай вы­ле­чить ов­цу, хво­рав­шую этой же вер­ту­гой". Как ска­зал, так и сде­лал: ов­ца по­пра­ви­лась и пу­ще­на на пле­мя.

Ле­чить жи­вот­ных за­ста­ви­ла ме­ня опять бес­про­свет­ная нуж­да кре­стьян. В 1892 го­ду в мо­ем при­хо­де и окрест­но­стях по­яви­лась си­бир­ская яз­ва на ло­ша­дях. За­яви­ли ве­те­ри­нар­но­му вра­чу С-ву. Он при­е­хал, за­брал для ста­ти­сти­ки нуж­ные све­де­ния, где и сколь­ко боль­ных ло­ша­дей, но ле­карств не дал и мер для борь­бы с бо­лез­нью не ука­зал. По­том при­е­хал во вто­рой раз и вот ка­кое зна­че­ние его при­ез­да: вы­ве­дут боль­ную ло­шадь, врач из­да­ли осмот­рит ее и спро­сит хо­зя­и­на: "Чем ле­чишь?" — "Об­ли­ваю, ба­рин, хо­лод­ной во­дой". — "Ну, лад­но. А ты чем ле­чишь?" — спра­ши­ва­ет дру­го­го му­жи­ка, у ко­то­ро­го ло­шадь стра­да­ла от опу­хо­ли шеи. "При­па­ри­ваю, ва­ше бла­го­ро­дие". — "Ду­рак!" — "Да ва­ше бла­го­ро­дие, от это­го, ка­жись, луч­ше ста­ло ло­ша­ди". — "Ну, лад­но". Так пе­ре­спро­сил всех, а ле­карств ни­ко­му не дал. Ло­ша­ди на­ча­ли силь­но ва­лить­ся. Кре­стья­не опять ко мне. "Ба­тюш­ка! Не зна­ешь ли, чем на­ше­му го­рю по­со­бить?" Я толь­ко что вы­пи­сал ле­чеб­ник "Го­мео­па­ти­че­ский ве­те­ри­нар­ный врач" д-ра Гюн­те­ра. Бо­лезнь опи­са­на по­дроб­но и со­ве­ту­ет­ся дей­стви­тель­но боль­ное жи­вот­ное об­ли­вать хо­лод­ной во­дой. Про­чи­тал кре­стья­нам о бо­лез­ни. Все уви­де­ли, что при­зна­ки си­бир­ской яз­вы схо­жи с по­явив­шей­ся бо­лез­нью. Про­тив этой бо­лез­ни со­ве­ту­ет­ся да­вать ло­ша­дям мы­шьяк —ар­се­ни­кум. Два-три му­жи­ка съез­ди­ли в го­род и где-то ку­пи­ли мы­шья­ку, по­де­ли­лись им с со­се­дя­ми, на­ча­ли ле­чить — бо­лезнь на­ча­ла осла­бе­вать, осла­бе­вать и про­шла.

Итак, го­мео­па­тия не бес­по­лез­на, а весь­ма по­лез­на не толь­ко за­хо­луст­ным жи­те­лям, уда­лен­ным от док­то­ров и фельд­ше­ров, но она по­лез­на и тем боль­ным, ко­то­рые жи­вут бок о бок с фельд­ше­ром или док­то­ром. И при них не за­рас­тет тро­па к до­му по­сле­до­ва­те­ля го­мео­па­тии от при­хо­да боль­ных!

Есть бо­лез­ни, для из­ле­че­ния ко­то­рых нуж­на го­мео­па­тия, а не ал­ло­па­тия. Да, ве­ро­ят­но, не­да­ле­ко то вре­мя, ко­гда го­мео­па­тия ска­жет ал­ло­па­тии: мне по­до­ба­ет рас­ти, те­бе же ма­лить­ся.

По­сле­до­ва­тель го­мео­па­тии свя­щен­ник Фе­дор Ки­бар­дин
25 ян­ва­ря 1901 го­да