ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ГОМЕОПАТИИ

Док­тор Кор­са­ков (1787 – 1853 г.)

Се­мен Ни­ко­ла­е­вич Кор­са­ков, как сви­де­тель­ству­ют его со­вре­мен­ни­ки, был не­обык­но­вен­но ин­те­рес­ным и спо­соб­ным че­ло­ве­ком, та­лант­ли­вым уче­ным и прак­ти­че­ским де­я­те­лем в раз­но­об­раз­ных об­ла­стях – от ма­те­ма­ти­ки до ме­ди­ци­ны. Он оста­вил зна­чи­тель­ный след в рос­сий­ской ис­то­рии: у ис­то­ков ин­фор­ма­ти­ки как изоб­ре­та­тель «ин­тел­лек­ту­аль­ной ма­ши­ны» – пра­ро­ди­те­ля ком­пью­те­ра, в ме­ди­ци­не как прак­ти­че­ский врач и ав­тор го­мео­па­ти­че­ско­го ме­то­да ле­че­ния с при­ме­не­ни­ем вы­со­ких раз­ве­де­ний ле­карств, на­зы­ва­е­мых ны­не «кор­са­ков­ски­ми».

Био­гра­фия. Се­мен Ни­ко­ла­е­вич Кор­са­ков при­над­ле­жал к ста­рин­но­му дво­рян­ско­му ро­ду. Его отец, пол­ков­ник ин­же­нер­ных войск Ни­ко­лай Ива­но­вич Кор­са­ков, ко­то­ро­го на­зы­ва­ли «пра­вой ру­кой» кня­зя По­тем­ки­на-Та­ври­че­ско­го, ру­ко­во­дил со­ору­же­ни­ем всех стра­те­ги­че­ских объ­ек­тов в Та­ври­де, стро­ил Хер­сон­скую кре­по­стьи и Се­ва­сто­поль­ский мол, а так­же на­бе­реж­ную ре­ки Фон­тан­ки в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Мать С. Н. Кор­са­ко­ва Ан­на Се­ме­нов­на бы­ла млад­шей сест­рой ад­ми­ра­ла Н. С. Морд­ви­но­ва, ко­то­рый по­сле смер­ти ра­но по­гиб­ше­го от­ца в пол­ной ме­ре за­ме­нил его маль­чи­ку. Впо­след­ствии сам Се­мен Ни­ко­ла­е­вич стал хо­ро­шим от­цом для сво­их 9 де­тей (из 11 ро­див­ших­ся 2 умер­ло), рож­ден­ных в счаст­ли­вом бра­ке с Со­фьей Ни­ко­ла­ев­ной. Все де­ти Кор­са­ко­вых по­лу­чи­ли пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние.

В 1805 г. С. Н. Кор­са­ков по­сту­пил на служ­бу в Кол­ле­гию ино­стран­ных дел, про­слу­шав курс лек­ций по есте­ствен­но­му пра­ву, а в 1811 г. с лег­ко­стью вы­дер­жал эк­за­ме­ны в Пе­да­го­ги­че­ском ин­сти­ту­те. Се­мен Ни­ко­ла­е­вич пре­крас­но знал ма­те­ма­ти­ку, за­ни­мал­ся опы­та­ми с элек­три­че­ством, галь­ва­но­пла­сти­кой и фо­то­гра­фи­ей.

С. Н. Кор­са­ков участ­во­вал в Оте­че­ствен­ной вой­не 1812 г. и в по­хо­де про­тив На­по­лео­на 1813-1814 гг., по­сле че­го слу­жил в ста­ти­сти­че­ском управ­ле­нии Им­пе­ра­тор­ско­го Ми­ни­стер­ства внут­рен­них дел в С-Пе­тер­бур­ге. В 1824 г. он пред­ста­вил на рас­смот­ре­ние про­ект о Граж­дан­ской бир­же (Спра­воч­ное ме­сто для об­лег­че­ния част­ных сде­лок). Про­ект был рас­смот­рен и одоб­рен, и та­кое за­ве­де­ние бы­ло от­кры­то в Пе­тер­бур­ге, а поз­же – и в Москве. За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ством С. Н. Кор­са­ков был на­граж­дён ор­де­на­ми Св. Ан­ны и Св. Вла­ди­ми­ра.

Кор­са­ков-го­мео­пат. Вый­дя в от­став­ку в зва­нии дей­стви­тель­но­го стат­ско­го со­вет­ни­ка (ге­не­ра­ла), Кор­са­ков уехал в свое под­мос­ков­ное име­ние Та­ру­со­во. Имен­но там Се­мен Ни­ко­ла­е­вич на­чал ин­те­ре­со­вать­ся ме­ди­ци­ной – вна­ча­ле обыч­ной, а по­том и го­мео­па­ти­че­ской. На­ча­лось с то­го, что 1829 г., от­ча­яв­шись вы­ле­чить­ся с по­мо­щью обыч­ных ле­карств от по­даг­ры, от ко­то­рой он очень стра­дал и да­же не мог хо­дить без ко­сты­лей, он по на­сто­я­нию сво­е­го род­ствен­ни­ка А. Н. Льво­ва стал при­ни­мать го­мео­па­ти­че­ский Ledum. Ле­кар­ство очень по­мог­ло, и Се­мен Ни­ко­ла­е­вич, впе­чат­лен­ный но­вым ме­ди­цин­ским на­прав­ле­ни­ем, при­нял­ся изу­чать и при­ме­нять го­мео­па­ти­че­ский ме­тод ле­че­ния и ока­зы­вал по­мощь всем, кто к не­му об­ра­щал­ся – в сред­нем бо­лее 2000 боль­ных в год. В его ар­хи­ве от 1829-1834 гг. есть дан­ные о ле­че­нии 11 725 раз­ных па­ци­ен­тов. За­пи­си си­сте­ма­ти­зи­ро­ва­ны в таб­ли­цах с при­ло­же­ни­я­ми ал­фа­вит­ных спис­ков боль­ных, бо­лез­ней и ле­карств. В 1828 г. он на­шел спо­соб при­го­тов­ле­ния ле­чеб­ных го­мео­па­ти­че­ских гра­нул и вы­сту­пил с иде­ей, что «…один ша­рик с на­не­сен­ным на не­го дей­ству­ю­щим рас­тво­ром, по­ме­щен­ный во фла­кон с боль­шим ко­ли­че­ством не­об­ра­бо­тан­ных гра­нул, пе­ре­да­ет им свои ле­чеб­ные свой­ства». В 1831 г. в не­мец­ком жур­на­ле «Ар­хив вы­со­ко­го ис­кус­ства го­мео­па­тии» бы­ла на­пе­ча­та­на ста­тья Кор­са­ко­ва «Опы­ты по пе­ре­да­че ле­чеб­ных свойств го­мео­па­ти­че­ских пре­па­ра­тов» с опи­са­ни­ем его спо­со­ба при­го­тов­ле­ния ле­чеб­ных гра­нул. Ф.-С. Га­не­ман, ос­но­во­по­лож­ник го­мео­па­тии, вы­сту­пил с одоб­ре­ни­ем этой иди. 7 мар­та 1832 г. он на­пи­сал Се­ме­ну Ни­ко­ла­е­ви­чу: «Я удив­ля­юсь не­уто­ми­мо­му усер­дию, с ка­ким Вы пре­да­лись на­ше­му бла­го­де­тель­но­му го­мео­па­ти­че­ско­му ис­кус­ству. …Про­дол­жай­те де­я­тель­ность, удо­вле­тво­ря­ю­щее серд­це, спо­соб­ное чув­ство­вать, и про­дол­жай­те так же, про­шу Вас, ра­до­вать бла­го­во­ле­ни­ем Ва­ше­го, ми­ло­сти­вый го­су­дарь, со­вер­шен­но пре­дан­но­го Са­му­э­ля Га­не­ма­на».

Кор­са­ков – пи­о­нер рус­ской ки­бер­не­ти­ки. По ро­ду служ­бы С. Н. Кор­са­ков за­ни­мал­ся ста­ти­сти­кой, что пред­по­ла­га­ло об­ра­бот­ку боль­ших объ­е­мов ин­фор­ма­ции. Изоб­ре­та­тель­ный склад его ума и боль­шой опыт ра­бо­ты с кар­то­те­ка­ми под­ска­за­ли ему идею об­лег­че­ния это­го тру­до­ем­ко­го про­цес­са, и в 1832 г. он впер­вые ввел по­ня­тие «ин­тел­лек­ту­аль­ные ма­ши­ны», по­дав в Ака­де­мию на­ук опи­са­ние изоб­ре­тен­ной им «ма­ши­ны для срав­не­ния идей». Ос­нов­ным но­си­те­лем ин­фор­ма­ции в устрой­стве бы­ли пер­фо­кар­ты, хра­ня­щи­е­ся в спе­ци­аль­ных кар­то­те­ках и ав­то­ма­ти­че­ски сор­ти­ро­вав­ши­е­ся по опре­де­лен­ным при­зна­кам. В этом изоб­ре­те­нии ре­а­ли­зо­ва­ны по­чти все прин­ци­пы, со­ста­вив­шие ос­но­ву из­вест­но­го та­бу­ля­то­ра Хол­ле­ри­та, со­здан­но­го на 50 лет позд­нее. Ма­ши­на С. Н. Кор­са­ко­ва мог­ла мгно­вен­но срав­ни­вать слож­ные ос­нов­ные по­ня­тия на уров­не уточ­ня­ю­щих де­та­лей, опре­де­ляя их на­ли­чие или от­сут­ствие, и на­хо­дить нуж­ную ин­фор­ма­цию. Раз­ра­бот­ка эта бы­ла столь ре­во­лю­ци­он­на, что оста­лась не­оце­нен­ной и не­по­ня­той со­вре­мен­ни­ка­ми, хо­тя ее рас­смот­ре­ни­ем за­ни­ма­лась спе­ци­аль­ная ко­мис­сия из пя­ти уче­ных во гла­ве с ака­де­ми­ком М. В. Остро­град­ским. Их ре­зо­лю­ция за­кан­чи­ва­лась сло­ва­ми:«Гос­по­дин С. Н. Кор­са­ков по­тра­тил че­рес­чур мно­го сво­их ин­тел­лек­ту­аль­ных сил, пы­та­ясь на­учить дру­гих, как во­все без оно­го ин­тел­лек­та про­жить». Та­ким об­ра­зом, кор­са­ков­ские ин­тел­лек­ту­аль­ные ма­ши­ны не по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ния, но сам ав­тор поль­зо­вал­ся ими для со­став­ле­ния баз дан­ных по го­мео­па­ти­че­ской фар­ма­ко­ло­гии, со­еди­нив два сво­их увле­че­ния — го­мео­па­тию и ста­ти­сти­ку. Сре­ди его не­ре­а­ли­зо­ван­ных идей бы­ли и дру­гие – «из­да­ние осо­бо­го жур­на­ла о но­вых про­ек­тах и усо­вер­шен­ство­ва­ни­ях до поль­зы об­щей» и «спо­соб ви­деть­ся и пе­ре­пи­сы­вать­ся за 5 верст рас­сто­я­ния, не те­ле­гра­фом, но ина­че».

С. Н. Кор­са­ков до кон­ца сво­ей жиз­ни был не­устан­ным тру­же­ни­ком – по­сле не­го оста­лось мно­го тру­дов, ко­то­рые луч­ше все­го сви­де­тель­ству­ют о его не­уто­ми­мой де­я­тель­но­сти до са­мой смер­ти. Умер Се­мен Ни­ко­ла­е­вич Кор­са­ков 1 де­каб­ря 1853 г. и по­хо­ро­нен в се­ле Та­ру­со­во Дмит­ри­ев­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.

Это ин­те­рес­но! Весь­ма ве­ро­ят­но, что 14 де­каб­ря 1825 г. С. Н. Кор­са­ков, как чи­нов­ник ста­ти­сти­че­ско­го от­де­ле­ния Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции, был на Се­нат­ской пло­ща­ди, по­сколь­ку имен­но он со­ста­вил свод­ку о по­гиб­ших в тот день: «1271 че­ло­век, из чер­ни 903, ма­ло­лет­них 19». Эти све­де­ния счи­та­ют­ся наи­бо­лее до­сто­вер­ны­ми, по­сколь­ку офи­ци­аль­ные кру­ги пы­та­лись скрыть ре­аль­ные циф­ры.

До­сто­вер­но из­вест­но!Кро­ме все­го про­че­го, Кор­са­ков со­здал спе­ци­аль­ную кар­ман­ную ап­теч­ку для хра­не­ния го­мео­па­ти­че­ских гра­нул. По ис­то­ри­че­ским сви­де­тель­ствам, та­ки­ми ап­теч­ка­ми с «кор­са­ков­ски­ми» кру­пин­ка­ми в 1831 г. поль­зо­ва­лись в Си­би­ри де­каб­ри­сты.