Яндекс.Метрика

Берталис ЭДАС-155

Опыт применения о клинических испытаниях комплексного гомеопатического лекарственного средства Берталис ЭДАС–155

Подробнее о препарате
Обобщенный анализ
Сводные таблицы

Со­сто­я­ние здо­ро­вья со­вре­мен­ных школь­ни­ков вы­зы­ва­ет се­рьез­ную тре­во­гу и при­зна­но кри­ти­че­ским. Про­бле­му не­со­от­вет­ствия со­ци­аль­но – пси­хо­ло­ги­че­ско­го и пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ско­го ста­ту­са ре­бен­ка тре­бо­ва­ни­ям си­ту­а­ции школь­но­го обу­че­ния ис­пы­ты­ва­ют до 40% уча­щих­ся на­чаль­ной шко­лы. В свя­зи с этим по­иск эф­фек­тив­ных средств для про­фи­лак­ти­ки «школь­но­го стрес­са» яв­ля­ет­ся ак­ту­аль­ным.

При­ме­не­ние го­мео­па­ти­че­ских ле­карств яв­ля­ет­ся об­ос­но­ван­ным как на­ту­раль­ных средств рас­ти­тель­но­го про­ис­хо­жде­ния.Це­лью на­сто­я­ще­го ис­сле­до­ва­ния яв­ля­ет­ся изу­че­ние кли­ни­че­ской эф­фек­тив­но­сти и без­опас­но­сти го­мео­па­ти­че­ско­го ле­кар­ствен­но­го сред­ства Бер­та­лис ЭДАС-155, кап­ли го­мео­па­ти­че­ские.

Со­став го­мео­па­ти­че­ско­го ле­кар­ствен­но­го сред­ства ЭДАС–155: Aurum iodatum C6, Berberis C3, Inula C3, Thuja C3, Echinacea C3, Cimicifuga C6, Sepia C6, Licopodium C6, Digitalis C6, спирт эти­ло­вый 3% (по объему).

По­ка­за­ния к при­ме­не­нию: при функ­ци­о­наль­ных на­ру­ше­ни­ях сер­деч­но – со­су­ди­стой, нерв­ной, эн­до­крин­ной си­стем. По­след­ствия стрес­со­вых си­ту­а­ций.

Под на­блю­де­ни­ем в те­че­ние 2-х ме­ся­цев на­хо­ди­лось 42 ре­бен­ка 7-8 лет, по­се­ща­ю­щих 1-й класс об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы, по 21 – в груп­пе оздо­ров­ле­ния и кон­тро­ля.

По ре­зуль­та­там углуб­лен­но­го осмот­ра бри­га­дой вра­чей - спе­ци­а­ли­стов бы­ла про­ве­де­на ком­плекс­ная оцен­ка со­сто­я­ния здо­ро­вья пер­во­класс­ни­ков. Ан­ке­ти­ро­ва­ние ро­ди­те­лей по скри­нинг – ан­ке­те по­ка­за­ло на­ли­чие нев­ро­ло­ги­че­ских жа­лоб у 85,7% де­тей. Ро­ди­те­ли от­ме­ча­ли у де­тей по­вы­шен­ную утом­ля­е­мость, го­лов­ные бо­ли, плак­си­вость, раз­дра­жи­тель­ность, на­ру­ше­ние сна. У 71,4% де­тей бы­ли вы­яв­ле­ны нерв­но-пси­хи­че­ские от­кло­не­ния, как функ­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра, так и кон­крет­ных но­зо­ло­ги­че­ских форм: эмо­ци­о­наль­ная ла­биль­ность, син­дром ги­пер­воз­бу­ди­мо­сти, ми­ни­маль­ная моз­го­вая дисфунк­ция, асте­но – ве­ге­та­тив­ный син­дром, эн­це­фа­ло­па­тия и вну­три­че­реп­ная ги­пер­тен­зия, экс­тра­пи­ра­мид­ные и дви­га­тель­ные на­ру­ше­ни­я­ми, пост­трав­ма­ти­че­ская гид­ро­це­фа­лия и др.

На­ча­ло обу­че­ния в шко­ле да­же для аб­со­лют­но здо­ро­вых де­тей яв­ля­ет­ся стрес­со­вой си­ту­а­ци­ей, де­ти же с ком­плек­сом от­кло­не­ний нерв­но – пси­хи­че­ской сфе­ры ну­жда­ют­ся в оздо­ров­ле­нии для сни­же­ния ди­за­дап­та­ци­он­но­го син­дро­ма с це­лью про­фи­лак­ти­ки об­остре­ний основ­но­го диа­гно­за. Де­ти груп­пы оздо­ров­ле­ния по­лу­ча­ли кап­ли го­мео­па­ти­че­ские Бер­та­лис ЭДАС –155 по 4 кап­ли, раз­ве­ден­ные в 5 мл ки­пя­че­ной во­ды за 30мин до еды в те­че­ние 8 не­дель.

При оцен­ке действия пре­па­ра­та учи­ты­ва­лись жа­ло­бы, ре­ги­стри­ро­ва­лись по­ка­за­те­ли функ­ци­о­ни­ро­ва­ния сер­деч­но-со­су­ди­стой си­сте­мы (ча­сто­та сер­деч­но – со­су­ди­стых со­кра­ще­ний (ЧСС), си­сто­ли­че­ское (САД) и диа­сто­ли­че­ское ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние (ДАД).

Ком­плекс пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских по­ка­за­те­лей (утом­ле­ние, тре­вож­ность, стресс) оце­ни­вал­ся аль­тер­на­тив­но по ре­зуль­та­там 8-ми цве­то­во­го ва­ри­ан­та те­ста цве­то­пред­по­чте­ний М. Лю­ше­ра. Ана­лиз ин­ди­ви­ду­аль­ных цве­то­ря­дов по­ка­зал, что пси­хо­ло­ги­че­ски на­стро­ен­ных на ак­тив­ную де­я­тель­ность де­тей вы­яв­ле­но 76,1%, у 38,1% это на­стро­е­ние гра­ни­чи­ло с пе­ре­воз­бу­жде­ни­ем. Вме­сте с тем при­зна­ки утом­ле­ния, ухо­да из си­ту­а­ции об­на­ру­же­ны у 47,6 – 52,4% де­тей, уве­ли­че­ние уров­ня тре­вож­но­сти у – 38,1 – 42,9% де­тей, стрес­со­вых ре­ак­ций у - 52,4 – 57,1% де­тей груп­пы оздо­ров­ле­ния и кон­тро­ля со­от­вет­ствен­но (та­бли­ца 1). Раз­ви­тие стрес­со­вых ре­ак­ций со­про­во­жда­ет­ся ве­ге­та­тив­ны­ми дисфунк­ци­я­ми, ко­то­рые про­яв­ля­ют­ся сим­па­ти­за­ци­ей ве­ге­та­тив­ных про­цес­сов. У об­сле­до­ван­ной груп­пы де­тей бы­ло от­ме­че­но по­вы­шен­ное диа­сто­ли­че­ское дав­ле­ние и вы­ра­жен­ное уве­ли­че­ние ЧСС , что слу­жит при­зна­ком дисто­ни­че­ских ре­ак­ций.

В ре­зуль­та­те про­ве­ден­но­го про­фи­лак­ти­че­ско­го ле­че­ния от­ме­че­ны раз­ли­чия, как в пси­хо­ло­ги­че­ских, так и ге­мо­ди­на­ми­че­ских по­ка­за­те­лях в груп­пах оздо­ров­ле­ния и кон­тро­ля. По­боч­ных эф­фек­тов или про­яв­ле­ния ин­ди­ви­ду­аль­ной не­пе­ре­но­си­мо­сти на фо­не при­е­ма пре­па­ра­та Бе­о­та­лис ЭДАС-155 от­ме­че­но не бы­ло ни в од­ном слу­чае.

В груп­пе оздо­ров­ле­ния, как ро­ди­те­ли, так и пе­да­гог от­ме­ти­ли улуч­ше­ние по­ве­ден­че­ских ре­ак­ций де­тей. По дан­ным те­ста Лю­ше­ра по­сле про­фи­лак­ти­че­ско­го ле­че­ния у пя­те­рых де­тей сни­зил­ся уро­вень утом­ле­ния, хо­тя ста­ти­сти­че­ски до­сто­вер­ных раз­ли­чий не уста­нов­ле­но (р=0,1), бо­лее зна­чи­мо сни­зил­ся уро­вень тре­вож­но­сти (р=0,08) и стрес­са (р=0,057).

У де­тей кон­троль­ной груп­пы по­зи­тив­ных сдви­гов не бы­ло вы­яв­ле­но ни по од­но­му из ана­ли­зи­ру­е­мых по­ка­за­те­лей (та­бли­ца 1).

Ана­лиз ге­мо­ди­на­ми­че­ских по­ка­за­те­лей так­же вы­явил тен­ден­ции их оп­ти­ми­за­ции у де­тей груп­пы оздо­ров­ле­ния. Сред­ние зна­че­ния ЧСС умень­ши­лись до 97±1,9 уд. в мин по срав­не­нию с груп­пой кон­тро­ля 102,9±2,13, от­ме­че­на тен­ден­ция сни­же­ния диа­сто­ли­че­ско­го дав­ле­ния до 57,6±0,71 мм. рт. ст. у де­тей, по­лу­чав­ших го­мео­па­ти­че­ское сред­ство, про­тив 61,2±1,28 мм.рт.ст. в кон­троль­ной груп­пе (та­бли­ца 2).

За­клю­че­ние

Про­ве­ден­ны­е ис­пы­та­ни­я го­мео­па­ти­че­ских ­ка­пель Бер­та­лис ЭДАС- 155, ­по­ка­за­ли, ­что ­пре­па­рат яв­ля­ет­ся эф­фек­тив­ным ­сред­ством д­ля ­про­фи­лак­ти­ки и ле­че­ни­я ­син­дро­ма ­школь­ной ди­за­дап­та­ци­и, ко­то­рый ­про­яв­ля­ет­ся ­ве­ге­та­тив­ны­ми дисфунк­ци­я­ми и ­ком­плек­со­м не­га­тив­ных ­пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских ре­ак­ций (у­том­ле­ни­е, тре­вож­ность, стрес­с). При­ни­ма­я во в­ни­ма­ни­е то, ­что ­пре­па­рат яв­ля­ет­ся го­мео­па­ти­че­ским ­сред­ством, ­пол­но­стью от­ве­ча­ю­щим в­сем ­по­ка­за­те­лям ­бе­зо­пас­но­сти и, о­бла­да­я ­хо­ро­шей пе­ре­но­си­мо­стью, он мо­жет быть ре­ко­мен­до­ван д­ля оздо­ров­ле­ни­я де­тей ­школь­но­го воз­рас­та. Для ­по­лу­че­ни­я ­стойко­го ­кли­ни­че­ско­го эф­фек­та ре­ко­мен­ду­ет­ся на­зна­че­ни­е ­пре­па­ра­та не ме­не­е 2-х кур­сов ­по 6 - 8 не­дель.

Свод­ная та­бли­ца 1. По­ка­за­те­ли пси­хо­ло­ги­че­ских те­стов

По­ка­за­тель Чи­сло де­тей (абс)
Груп­па оздо­ров­ле­ния Груп­па кон­тро­ля
До ле­че­ния По­сле ле­че­ния До ле­че­ния По­сле ле­че­ния
Утом­ле­ние
есть 10 5 11 14
нет 11 16 10 7
Ста­ти­сти­че­ская зна­чи­мость ?2 =2,59, сс=1,р=0,1 ?2 =0,89, сс=1,р=0,34
Тре­вож­ность
есть 8 3 9 10
нет 13 18 12 11
Ста­ти­сти­че­ская зна­чи­мость ?2 =3,08, сс=1,р=0,08 ?2 =0,1, сс=1,р=0,76
Стресс
есть 11 5 12 13
нет 10 16 9 8
Ста­ти­сти­че­ская зна­чи­мость ?2 =3,63, сс=1,р=0,057 ?2 =0,1, с­с=1,р=0,75

Возврат к списку