Берталис ЭДАС-155
Опыт применения о клинических испытаниях комплексного гомеопатического лекарственного средства Берталис ЭДАС–155
Состояние здоровья современных школьников вызывает серьезную тревогу и признано критическим. Проблему несоответствия социально – психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения испытывают до 40% учащихся начальной школы. В связи с этим поиск эффективных средств для профилактики «школьного стресса» является актуальным.
Применение гомеопатических лекарств является обоснованным как натуральных средств растительного происхождения.Целью настоящего исследования является изучение клинической эффективности и безопасности гомеопатического лекарственного средства Берталис ЭДАС-155, капли гомеопатические.
Состав гомеопатического лекарственного средства ЭДАС–155: Aurum iodatum C6, Berberis C3, Inula C3, Thuja C3, Echinacea C3, Cimicifuga C6, Sepia C6, Licopodium C6, Digitalis C6, спирт этиловый 3% (по объему).
Показания к применению: при функциональных нарушениях сердечно – сосудистой, нервной, эндокринной систем. Последствия стрессовых ситуаций.
Под наблюдением в течение 2-х месяцев находилось 42 ребенка 7-8 лет, посещающих 1-й класс общеобразовательной школы, по 21 – в группе оздоровления и контроля.
По результатам углубленного осмотра бригадой врачей - специалистов была проведена комплексная оценка состояния здоровья первоклассников. Анкетирование родителей по скрининг – анкете показало наличие неврологических жалоб у 85,7% детей. Родители отмечали у детей повышенную утомляемость, головные боли, плаксивость, раздражительность, нарушение сна. У 71,4% детей были выявлены нервно-психические отклонения, как функционального характера, так и конкретных нозологических форм: эмоциональная лабильность, синдром гипервозбудимости, минимальная мозговая дисфункция, астено – вегетативный синдром, энцефалопатия и внутричерепная гипертензия, экстрапирамидные и двигательные нарушениями, посттравматическая гидроцефалия и др.
Начало обучения в школе даже для абсолютно здоровых детей является стрессовой ситуацией, дети же с комплексом отклонений нервно – психической сферы нуждаются в оздоровлении для снижения дизадаптационного синдрома с целью профилактики обострений основного диагноза. Дети группы оздоровления получали капли гомеопатические Берталис ЭДАС –155 по 4 капли, разведенные в 5 мл кипяченой воды за 30мин до еды в течение 8 недель.
При оценке действия препарата учитывались жалобы, регистрировались показатели функционирования сердечно-сосудистой системы (частота сердечно – сосудистых сокращений (ЧСС), систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД).
Комплекс психофизиологических показателей (утомление, тревожность, стресс) оценивался альтернативно по результатам 8-ми цветового варианта теста цветопредпочтений М. Люшера. Анализ индивидуальных цветорядов показал, что психологически настроенных на активную деятельность детей выявлено 76,1%, у 38,1% это настроение граничило с перевозбуждением. Вместе с тем признаки утомления, ухода из ситуации обнаружены у 47,6 – 52,4% детей, увеличение уровня тревожности у – 38,1 – 42,9% детей, стрессовых реакций у - 52,4 – 57,1% детей группы оздоровления и контроля соответственно (таблица 1). Развитие стрессовых реакций сопровождается вегетативными дисфункциями, которые проявляются симпатизацией вегетативных процессов. У обследованной группы детей было отмечено повышенное диастолическое давление и выраженное увеличение ЧСС , что служит признаком дистонических реакций.
В результате проведенного профилактического лечения отмечены различия, как в психологических, так и гемодинамических показателях в группах оздоровления и контроля. Побочных эффектов или проявления индивидуальной непереносимости на фоне приема препарата Беоталис ЭДАС-155 отмечено не было ни в одном случае.
В группе оздоровления, как родители, так и педагог отметили улучшение поведенческих реакций детей. По данным теста Люшера после профилактического лечения у пятерых детей снизился уровень утомления, хотя статистически достоверных различий не установлено (р=0,1), более значимо снизился уровень тревожности (р=0,08) и стресса (р=0,057).
У детей контрольной группы позитивных сдвигов не было выявлено ни по одному из анализируемых показателей (таблица 1).
Анализ гемодинамических показателей также выявил тенденции их оптимизации у детей группы оздоровления. Средние значения ЧСС уменьшились до 97±1,9 уд. в мин по сравнению с группой контроля 102,9±2,13, отмечена тенденция снижения диастолического давления до 57,6±0,71 мм. рт. ст. у детей, получавших гомеопатическое средство, против 61,2±1,28 мм.рт.ст. в контрольной группе (таблица 2).
Заключение
Проведенные испытания гомеопатических капель Берталис ЭДАС- 155, показали, что препарат является эффективным средством для профилактики и лечения синдрома школьной дизадаптации, который проявляется вегетативными дисфункциями и комплексом негативных психофизиологических реакций (утомление, тревожность, стресс). Принимая во внимание то, что препарат является гомеопатическим средством, полностью отвечающим всем показателям безопасности и, обладая хорошей переносимостью, он может быть рекомендован для оздоровления детей школьного возраста. Для получения стойкого клинического эффекта рекомендуется назначение препарата не менее 2-х курсов по 6 - 8 недель.
Сводная таблица 1. Показатели психологических тестов
Показатель | Число детей (абс) | |||
Группа оздоровления | Группа контроля | |||
До лечения | После лечения | До лечения | После лечения | |
Утомление | ||||
есть | 10 | 5 | 11 | 14 |
нет | 11 | 16 | 10 | 7 |
Статистическая значимость | ?2 =2,59, сс=1,р=0,1 | ?2 =0,89, сс=1,р=0,34 | ||
Тревожность | ||||
есть | 8 | 3 | 9 | 10 |
нет | 13 | 18 | 12 | 11 |
Статистическая значимость | ?2 =3,08, сс=1,р=0,08 | ?2 =0,1, сс=1,р=0,76 | ||
Стресс | ||||
есть | 11 | 5 | 12 | 13 |
нет | 10 | 16 | 9 | 8 |
Статистическая значимость | ?2 =3,63, сс=1,р=0,057 | ?2 =0,1, сс=1,р=0,75 |